• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мода по закону, расписание по теории графов: в Вышке прошел III полуфинал «Научных боев»

Мода по закону, расписание по теории графов: в Вышке прошел III полуфинал «Научных боев»

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

В VII сезоне организаторы проекта «Научные бои» освоили межкампусный формат: впервые на батл вышли студенты всех четырех кампусов Вышки — из Перми, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы. Импакт-контент, черная металлургия в разгар санкций, модный показ и оптимизация продуктивности по теории графов — победителя, как всегда, выбирали зрители вместе с членами жюри.

«Научные бои НИУ ВШЭ» — студенческий научно-популярный проект, который уже семь лет собирает в одном месте молодых ученых с самыми смелыми исследованиями из разных областей. Каждому участнику дается 10 минут, чтобы максимально ярко и интересно рассказать о своей работе, ответить на вопросы аудитории и жюри. Оценки жюри суммируются с результатами зрительского голосования, и объявляется лидер. В течение сезона проводятся четыре полуфинала, победители которых затем встречаются на финальной битве. Наиболее успешные исследователи награждаются призами, а чемпион сезона получает академический тревел-грант.

Российская металлургия vs санкции

Открыла третий полуфинал VII сезона «Научных боев» студентка 3-го курса ОП «Управление и аналитика в государственном секторе» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Арина Скоробогатова. Она исследовала, как сектор черной металлургии в РФ выдержал ужесточение санкций. Металлургия в России формирует 5% ВВП, а в совокупности со смежными секторами ее вклад в экономику достигает 58%. «Государство сегодня — не только регулятор, но и антикризисный менеджер, поэтому важно учитывать интересы и бизнеса, и всей страны», — подчеркнула исследовательница.

Арина Скоробогатова
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Студентка сделала акцент на изучении годовых финансовых отчетов, к прерванной практике публикации которых металлургические компании вернулись в 2023 году. На основании отчетности и данных Росстата исследовательница провела анализ металлургической отрасли до и после санкций. Она отметила, что важным стимулом для поддержания металлургии является наличие множества градообразующих предприятий. До начала санкционного давления порядка 70% экспорта стали из России шло в Европу, после введения рестрикций со стороны ЕС в 2022 году прибыль компаний упала. Однако компаниям удалось наладить экспорт в другие страны, например Турцию и Индию, несмотря на высокие логистические издержки и продажи с дисконтом. В ЕС предрекали падение российской металлургии в 2022 году на 30–50%, однако эти прогнозы не оправдались, а в 2023 году российский экспорт вырос на 4% по сравнению с 2022 годом.

«“Выстоять, сохранить и приумножить” — девиз металлургической отрасли в период санкций», — подчеркнула исследовательница. Так, производство стали в Российской Федерации в 2022 году выросло на 9%. Арина Скоробогатова объяснила это тем, что компании переориентировались на внутренний рынок, где был спрос на продукцию металлургии: строительство домов, дорог, отрасль ракетостроения и крупные проекты, такие как БАМ. Фокус на укреплении внутреннего рынка и развитии ключевых отраслей не только смягчил прогнозируемые трудности, но и способствовал устойчивому экономическому росту, заключила студентка.

Кино с миссией

Эстафету на ринге перехватила Милана Файзеева из Москвы. Она учится на 1-м курсе магистерской программы «Кинопроизводство» и исследует тему импакт-контента (от английского impact — влияние; вдохновляющий на социальные изменения аудиовизуальный контент. — Ред.). Студентка призналась, что выбрала тему неслучайно: ее сильно впечатлил фильм о детях с синдромом Дауна, сделанный именно с использованием такого приема.

Импакт-контент появился в США в 2010-х годах и набрал популярность в России к 2021 году. Милана Файзеева поставила цель вывести уникальную формулу явления и создать руководство для российских режиссеров. В ходе исследования она провела 33 интервью с экспертами из разных стран, включая интервью с Майклом Тэйлором, профессором Университета Южной Калифорнии, где зародилось явление social impact entertainment.

Милана Файзеева
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Исследовательница определила три главных правила социального кино.

  1. Посвятить фильм одной актуальной социальной проблеме. Например, популярный сериал «Игра в кальмара» был основан на личных переживаниях режиссера о бедности и долговой зависимости.
  2. Взаимодействовать с аудиторией через интерактивные элементы в контенте, например QR-коды или интерактивные сайты.
  3. Обеспечить социальный эффект контента, разрешение им актуальной социальной проблемы.

Формат импакт-контента привлекает внимание широкой аудитории — от молодежи до пожилых людей. Исследовательница объяснила это тем, что данный подход использует яркие визуальные приемы, чтобы привлечь внимание к проблеме и поменять восприятие. Студентка убеждена, что каждый может внести свой вклад в изменение мира и импакт-контент дает людям искусства инструментарий для этого.

Мода, закон и игра в жизнь

Защита проекта студентки 4-го курса факультета права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Карины Микаелян началась с впечатляющего модного показа прямо на сцене «Научных боев». «В определенное время в определенном пространстве две группы лиц — зрители и модели — выполнили действия по определенным правилам. Это признаки игры, определенные в науке», — пояснила она.

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Студентка провела исследование на стыке социологии и права, чтобы изучить связь между модой, игрой и правом как социальными регуляторами. Игра, подчеркнула она, помогает людям с детства адаптироваться к общественным требованиям, получая удовольствие от процесса. Если процесс социализации проходит успешно, человек находит идеалы поведения и примыкает к ним, в том числе через моду.

Карина Микаелян
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Мода — это не только fashion-показы, это совокупность наших ценностей, вкусов и привычек, идеология нашей жизни», — отмечает Карина Микаелян. Мода даже может вызывать конфликты при столкновении разных идеологий, а конфликты — это область отношений, которая регулируется правом. Модный бизнес она назвала ярким примером игры по правилам: «правовое регулирование в fashion-индустрии охватывает не только отношения между моделями, инфлюенсерами, но и производство контрафактной продукции и эксплуатацию чужого труда».

При этом опросы, проведенные исследовательницей, показали, что многие не видят в моде социального регулятора. Она предположила, что право может использовать правила игры и моды для воздействия на общество, например популяризируя правовую грамотность как модное явление. «Мы убедились в тесном и благоприятном симбиозе трех понятий — права, игры и моды, являющихся мощными регуляторами в обществе», — заключила Карина Микаелян.

Тайм-менеджмент: где взять 25-й час?

Студент факультета социально-экономических и компьютерных наук из Перми Егор Назаровский представил зрителям и жюри свою находку для повышения продуктивности. Он предлагает использовать теорию графов — направление математики, которое помогает разбираться в сложных взаимосвязях между объектами или задачами, представляя их в виде графов — сетей, состоящих из точек (вершин) и соединяющих их линий (ребер). В его системе вершины графа символизируют задачи, а ребра — связи между ними. «С помощью алгоритмов раскраски графов можно эффективно распределять ресурсы и время, что позволяет оптимизировать личное расписание и избегать перекрестных задач», — пояснил Егор Назаровский. Идея предполагает окрашивание всех вершин в разные цвета таким образом, чтобы соседние вершины не были одного цвета, что помогает четко разграничивать задачи.

Егор Назаровский
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Студент рассмотрел два основных метода раскраски графов: жадный алгоритм, который начинает с первой вершины и последовательно окрашивает каждую в наименее доступный цвет, и эвристический подход, который работает с матрицей смежности, пытаясь найти оптимальное решение. Оба подхода эффективны, но не могут гарантировать нахождение минимального количества цветов, необходимых для решения задачи.

В ходе тестирования подхода исследователь разработал собственный алгоритм, который сочетает преимущества обоих методов и включает элементы геймификации. Применение этого подхода начинается со случайного назначения цветов задачам, после чего, если нужное решение не найдено, алгоритм увеличивает количество цветов. Он также отслеживает, чтобы соседние вершины не требовали одних и тех же ресурсов, что позволяет избежать ресурсных конфликтов.

Егор Назаровский подчеркнул важность теории графов: «Это отличный инструмент для управления задачами и ресурсами в любой сфере жизни, помогающий сохранять контроль и чувствовать себя комфортно даже в условиях внешних нагрузок».

По итогам голосования зрителей и жюри победителем третьего полуфинала «Научных боев» стала студентка московского кампуса Милана Файзеева с темой привлечения внимания к социальным проблемам через импакт-контент. Второе место занял Егор Назаровский из Перми с темой применения теории графов в тайм-менеджменте.

Этот этап состязаний оценивали:

 профессор факультета экономических наук и руководитель департамента прикладной экономики Светлана Авдашева;

 доцент факультета экономических наук и кафедры высшей математики Дмитрий Дагаев;

 преподаватель департамента теории права и сравнительного правоведения, стажер-исследователь Лаборатории комплексных междисциплинарных проектов Дарья Алова;

 академический руководитель ОП «Коммуникации в государственных структурах и НКО» Алина Лютикова;

 приглашенный преподаватель департамента политики и управления факультета социальных наук Алиса Шишкина.

Текст: Федор Артюшенко, Влада Баянкина, Мария Киреева, стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

Вам также может быть интересно:

От аутентичности до патентов: как прошел второй полуфинал «Научных боев»

Под лозунгом «Никаких презентаций. Только бесконечная харизма, обаяние и интересный реквизит» прошел 2-й полуфинал VII сезона «Научных боев» в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Четыре участника, каждый с уникальной темой и подходом, представили результаты своих исследований, охватывающих широкий спектр областей — от социальных наук до координационной химии.

Звездная дипломатия и украденная Луна: стартовал VII сезон «Научных боев»

Первые в этом году «Научные бои» состоялись ночью, точнее, в самый разгар «НОЧИ Студента — 2024». Молодые исследователи говорили о полетах в космос, разбирали семиотику винных этикеток, обсуждали, как купание в ледяной воде влияет на психику «моржей», а жизненные обстоятельства — на перспективы женщины стать убийцей. Батл и выборы первого финалиста сезона прошли в Центре культур НИУ ВШЭ.

Что исследуют преподаватели Вышки: специальный выпуск «Научных боев»

В Высшей школе экономики в рамках фестиваля «Наука³» прошел специальный выпуск «Научных боев». Защищать свои проекты на сцену вышли преподаватели Вышки, а студенты — полуфиналисты и финалисты прошлых сезонов — заняли места в жюри. Исследователи посвятили зрителей в мир современной дендрохронологии, психологических видео на YouTube, фэнтезийных вселенных и монетизации исследований паттернов потребления.

От целебных клумб до волшебных таблеток: в Вышке финишировал VI сезон Научных боев

В конце сентября состоялась финальная битва VI сезона Научных боев НИУ ВШЭ. В ней сошлись авторы самых популярных проектов сезона — от разработчиков нейросетей для геймдева до исследователей влияния цветочных клумб на уровень преступности. Победителем названа Анастасия Корженевская с проектом про производство новых лекарств. Схватка молодых исследователей стала одним из особенных событий фестиваля «Проектируем будущее» на ВДНХ.

От гениальных грибов до постфеминизма: в Вышке прошел последний в сезоне полуфинал Научных боев

VI сезон Научных боев в Вышке выходит на финишную прямую. Июньский полуфинал помог окончательно определить список финалистов, а многим зрителям — выбрать фаворитов. Молодые исследователи в этот раз решили разобраться, как провести опознание и не сломать судьбу человека, поднять успеваемость ребенка, но не привить синдром отличника. А также выяснили, что грибы и плесень помогают рубцевать шрамы и спасать экологию, а приверженцы постфеминизма к собственным образам в TikTok относятся очень неоднозначно.

Нейросети в геймдеве, ужасы в кино, кладбища в России: как прошли «Научные бои» в Вышке

В конце апреля в Высшей школе экономики состоялся третий полуфинал VI сезона«Научных боев». Путешествие в науку, заявленное как главная тема сезона, в этот раз привело исследователей в Новое время. На сцене сошлись технологии нейросетей, урбанизация кладбищ,«хищнические журналы» и horror studies. Местом встречи исследователей стал павильон«Рабочий и колхозница» на ВДНХ.

От ловца снов до тюремного жаргона: в Вышке прошел второй полуфинал Научных боев

Ключевая тема VI сезона Научных боев НИУ ВШЭ — путешествие в таинственный и опасный мир Средневековья. Во втором полуфинале 19 марта на одной сцене сошлись украденная культура индейцев, фармакологические нейросети, тюремный жаргон и «заболевшее» высшее образование. Свои проекты студенты разных образовательных программ Вышки представляли в пространстве Community.

Молекулы для молодости, цветы от маньяков: в Вышке открыт новый сезон Научных боев

В феврале в Вышке стартовал шестой сезон Научных боев. Его тема — путешествие в историю науки. Первая схватка сезона свела на одной сцене молекулы долгожительства, биохакинг, фреймы в СМИ и клумбы, помогающие бороться с преступностью. Свои проекты студенты разных образовательных программ представляли в Центре культур НИУ ВШЭ.

Как в Вышке прошел пятый ежегодный Фестиваль науки «5 шагов»

22 ноября в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся пятый ежегодный Фестиваль науки при поддержке Центра академического развития студентов Вышки. Впервые за несколько лет мероприятие прошло в офлайн-режиме.

От хейтвотчинга до ГМО: как прошел III полуфинал Научных боев ВШЭ

Продолжается юбилейный, V сезон Научных боев НИУ ВШЭ. Площадкой для очередного этапа был выбран офис Сбера. Четыре докладчика презентовали свои исследования в формате TED Talks, сражаясь за место в финале. О том, как объяснить бабушке, что ГМО-продукты не вредны, каким шрифтом нужно пользоваться, чтобы развить память, как научить «Алису» разговаривать и кто такие хэйтвотчеры, — в материале новостной службы портала.