• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Главный совет — усердно заниматься и быть честными»

Олимпиаду школьников в текущем учебном году отличает ряд особенностей, главная из которых — проведение первого (отборочного) этапа в заочном формате. Сейчас этот этап завершен. О его итогах и о том, что ждет участников второго (заключительного) этапа, рассказывает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.

— Тамара Анатольевна, в связи с новым форматом проведения первого этапа олимпиады изменилось ли количество участников?

— Думаю, оно не могло не измениться — заочный формат сделал соревнования доступными для школьников, живущих в отдаленных регионах нашей страны. Среди участников нашей олимпиады появились жители Камчатки и Сахалина, Амурской области и Алтайского края, есть даже два участника из дальнего зарубежья — Таиланда и Бельгии. В олимпиадных состязаниях первого (отборочного) этапа в этом году приняли участие 15871 школьников. В прошлом году было 7639. Правда, следует учесть, что расписание олимпиадных состязаний позволяло школьникам стать участниками не одной, а нескольких олимпиад, и каждый школьник регистрировался в среднем на две олимпиады. Но даже если не принимать во внимание двойной счет, в олимпиадах по математике, экономике, обществознанию и праву в этом году участвует на 13,8 процентов больше ребят, чем в прошлом, всего 8697 человек.

— Организаторов олимпиад не смущал тот факт, что в заочной форме тестирования есть масса подводных камней, попросту говоря, что участники могут играть нечестно?

— Безусловно, заочные состязания через интернет несут с собой определенные риски. И дело не только в недобросовестности участников, хотя она тоже может иметь место. Прежде всего, усилились технические риски. К примеру, 23 января была предпринята вирусная атака на сервер олимпиад, из-за чего соревнования по математике были задержаны на два часа. Но во всех случаях, когда возникали технические трудности, оргкомитет принимал решения в пользу участников, и все возникшие проблемы, насколько было возможно, мы разрешили.

Вообще, решение о проведении отборочного этапа в заочном формате далось нам нелегко. В Вышке сложилась традиция проведения олимпиады в два очных этапа, и нас беспокоило, не пострадает ли качество олимпиадных состязаний. Но учитывая все плюсы и минусы заочного формата проведения состязаний, имеющиеся ограничения и взаимосвязи, мы решились на этот шаг. В настоящий момент сложно говорить о том, повлиял ли заочный формат проведение состязаний на выявление лучших и одаренных ребят. Впереди второй этап, который и расставит точки над «и». И еще больше об этом скажет успеваемость наших будущих студентов. По данным мониторинга успеваемости студентов первого курса, в том числе участников олимпиад, который проводится по инициативе Российского совета олимпиад школьников, Вышка входит я пятерку сильнейших вузов, и нам не хотелось бы эти позиции терять.

— Олимпиада проводится консорциумом десяти ведущих вузов страны. Как реально при таком большом количестве организаторов разрабатываются олимпиадные задания, принимаются организационные решения?

— Учитывая территориальную удаленность вузов-организаторов, нам удалось неплохо отладить коммуникации между членами методических комиссий и оргкомитета. На координационном совещании в сентябре были определены основные направления и механизмы взаимодействия вузов-организаторов, для принятия решений по текущим вопросам создан и успешно работает режим электронного голосования членов оргкомитета.

В разработке олимпиадных заданий принимали участие представители вузов-организаторов. Территориально удаленным членам методических комиссий направлялись перечень, содержание тем и демонстрационные варианты заданий, им было предложено направлять в адрес методических комиссий свои предложения согласно тематике и уровню сложности. В некоторых случаях председатель комиссии рассылал территориально удаленным членам методической комиссии «технические задания» на разработку конкретных заданий для определенных классов, именно так были подготовлены задания для олимпиады по праву, экономике.

Работы первого (отборочного) этапа проверялись программно-аппаратным способом, а вот работы участников второго (заключительного) этапа будет проверять жюри, в состав которого входят представители всех вузов-организаторов. Все работы будут проверяться в Москве, что обеспечит единство критериев оценки. По-моему, жизнь показывает, что консорциум вузов по проведению олимпиад — это не просто слова, не только формально написанные документы, это реальный механизм, дающий практический результат.

— Сейчас идет регистрация участников второго (заключительного) этапа. Располагая информацией о победителях и призерах отборочного этапа, получивших право принять участие в заключительном этапе, оргкомитет, тем не менее, проводит регистрацию участников. Для чего?

— Регистрация участников второго этапа сводится, по сути, к выбору олимпиадных состязаний второго этапа и города участия в них. Мы старались составить расписание второго этапа таким образом, чтобы все, кто был успешен на отборочном этапе в нескольких олимпиадах, смогли принять участие и в состязаниях второго этапа. Не удалось «развести по времени»лишь состязания второго этапа по математике и праву. Мы посчитали, что эти олимпиады не конкурируют за участников друг с другом, поэтому состязания второго этапа пройдут в один день и начнутся 12 марта в 10:00. И если кто-то прошел во второй этап обеих олимпиад, то участвовать ему придется только в одной из них. Кроме того, школьники, получившие право принять участие в состязаниях по нескольким предметам, могут, взвесив свои силы, отказаться от участия в некоторых из них. Регистрация участников второго этапа, повторюсь, позволяет участникам выразить свои пожелания относительно олимпиадных состязаний и города участия в них.

На сегодня каждый участник, прошедший на второй этап, должен был получить письмо-приглашение с логином и паролем для входа в личный кабинет. Если такое письмо до сих пор не получено, есть повод обратиться в оргкомитет для выяснения обстоятельств. Определяться же со своим выбором олимпиадных состязаний и города участия в них участники могут до 7 марта включительно.

Важный момент, мы обращаемся ко всем участникам с просьбой: проверьте ваши личные данные, точное наименование образовательного учреждения, оно должно совпадать с тем, которое будет указано в вашем аттестате об окончании школы. У каждого из участников второго этапа есть шанс стать победителем или призером, а значит — получить документ государственного образца, и будет обидно, если данные в аттестате и дипломе олимпиады не совпадут.

— Какой совет вы бы дали школьникам перед началом второго тура олимпиады?

— Усердно заниматься и хорошо подготовиться, а еще быть честными. Оргкомитет хотел бы предупредить всех участников второго (заключительного) этапа, что все подручные средства (телефоны, плейеры, айфоны и прочие технические приспособления) нельзя не только использовать, но даже просто иметь на рабочем месте. Организаторам в аудиториях будет поручено в случае обнаружения запрещенных предметов, заносить этот факт в протокол проведения состязания. Участник же, допустивший нарушение, автоматически прекращает участие в состязании. По результатам первого очного этапа олимпиады по истории, в которой Вышка является соорганизатором, за подобные нарушения пять участников были лишены права продолжать участие в олимпиаде. А пока я бы порекомендовала старшеклассникам изучать демоверсии заданий: перечень и содержания тем размещены на сайте, также опубликованы расписания и города с указанием точных адресов проведения олимпиадных состязаний. Тем, кто еще не сделал выбор, осталось только определиться с видом состязаний и городом участия в них, копить силы, участвовать и побеждать.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Олимпиаду НИУ ВШЭ «Высшая проба» поддержат «Тинькофф Инвестиции»

Высшая школа экономики привлекла бизнес-партнера к подготовке заданий заключительного этапа олимпиады «Высшая проба». Экспертное участие представителей «Тинькофф Инвестиций» поможет максимально приблизить условия задач к реальным ситуациям из финансовой среды. Коллаборация позволит участникам олимпиады по профилю «Финансовая грамотность» получить практические навыки и улучшить свои знания.

63445

человек зарегистрировались на Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба». Это на 5,6% больше, чем в прошлом учебном году. Регистрация завершилась 28 октября, первый (отборочный) этап олимпиады пройдет с 3 по 18 ноября по расписанию.

Участники Международной олимпиады по экономике провели состязание для всех желающих

Завершилось двухнедельное международное онлайн-состязание для старшеклассников IEOx Winter Challenge, организованное по инициативе Международной олимпиады по экономике. Школьники решали бизнес-кейс и задачи, а также на специальном онлайн-симуляторе участвовали в игре по финансовой грамотности.

Началась регистрация на командную олимпиаду школьников по программированию

Регистрация, совмещенная с квалификационным этапом, продлится в течение месяца – до 10 марта. Олимпиада рассчитана на команды, состоящие из трех учеников 7-10 классов, причем члены команды могут учиться в разных школах.

Завершен заключительный этап олимпиады «Высшая проба»

С 29 января по 6 февраля в Москве и еще в 41 городе России и стран СНГ прошел заключительный (очный) этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» для учеников 7-11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили более 26 тыс. человек – на 6 тыс. больше, чем в прошлом году.

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.