Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Согласно независимой оценке Московского городского педагогического университета, задача выполнена: «Индекс, отражающий уровень образовательных результатов школьников, вырос более чем на 10% (по факту — на 41%)».
Проект «Повышение образовательных результатов учащихся Республики Саха (Якутия)» стартовал в 2019 году. В нем приняли участие более 5000 школьников — учащихся 7-х и 9-х классов 27 школ Хангаласского улуса Якутии, а также педагоги, директора школ и родители.
В рамках проекта были разработаны и организованы тренинги личностного роста, мероприятия по профориентации и обучающие программы для школьников. Академию журналистики запустили для стимулирования интереса к углубленному изучению русского языка. Учителя объединились в профессиональные обучающиеся сообщества, стали наставниками для других педагогов. Для родителей был создан «Родительский университет», чтобы обмениваться опытом воспитания и оказания поддержки детям в процессе обучения.
Проект реализовывали эксперты Высшей школы экономики. Группа ВЭБ.РФ выступила в проекте в двух качествах: АО «ВЭБ.ДВ» финансировало проект в качестве организатора, а ВЭБ.РФ в роли оператора помогал структурировать проект, отслеживал ход его реализации и по завершении организовал проведение независимой оценки. Работа координировалась Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия).
Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
«Для ВШЭ проект стал уникальной возможностью проверить эффективность предлагаемых регионам и школам инструментов повышения качества образования и стимулировал новые разработки. Он подтвердил необходимость опоры на данные мониторинга и обратной связи для выстраивания адресного воздействия, адаптации к меняющимся условиям. Проект реализовывался в сложный период пандемии, но с этим вызовом удалось справиться и помочь улусу с организацией эффективного дистанционного обучения на этом этапе. Важно, что проект был выстроен таким образом, чтобы обеспечить устойчивость результатов после завершения. Можно констатировать, что использованные модели и инструменты освоены управленцами и педагогами улуса (например, “Исследование урока”, “Школа роста”, “Академия журналистики”) и уже сейчас реализуются самостоятельно. Вовлеченность и ответственность профессионального сообщества Хангаласского улуса, выстроенное взаимодействие федерального и регионального проектных офисов стали важным условием эффективности проекта».
Константин Вышковский, заместитель председателя ВЭБ.РФ
«Первый проект соцвоздействия в России помог отработать механизм взаимодействия всех участников: оператора, инвестора, органов власти и исполнителей. Успех реализации проекта во многом обусловлен гибкостью механизма, а также эффективностью выбранной методики решения образовательных задач, которые поставил регион. Полученный опыт реализации проекта может быть использован в ходе образовательных мероприятий как на территории республики, так и в других субъектах Российской Федерации. При запуске новых механизмов финансирования очень важен первый опыт. Поэтому на этом этапе ВЭБ.РФ как институт развития взял все риски на себя. В дальнейшем мы будем работать над развитием инструмента и тестировать разные подходы для повышения привлекательности таких проектов для частных инвесторов. Чем больше разнообразных проектов будет успешно реализовано, тем уверенней инвесторы будут участвовать в них».
Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия)
«Главный результат проекта — повышение образовательных результатов школьников Хангаласского района, увеличение числа победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Это стало возможно именно благодаря использованию механизма проектов социального воздействия, за счет гибкости которого удалось обеспечить равный доступ всех обучающихся к качественным образовательным возможностям и учесть индивидуальные запросы, предлагая ученикам соответствующие программы обучения. Такое целеполагание проекта полностью соответствует приоритетам развития сферы образования в республике. Необходимо отметить, что хороших результатов удалось добиться в вовлечении родительского сообщества в процесс обучения детей и в профессиональном росте самих педагогов. Выработанные в процессе реализации проекта подходы планируются к дальнейшему масштабированию на территории республики».
Ирина Любимова, министр образования и науки Республики Саха (Якутия)
«Проект позволил повысить образовательные результаты школьников за три года, дал новые инструменты для учителей математики и русского языка по организации учебных и внеурочных занятий. Все педагогические коллективы школ освоили педагогический подход по технологии коллективного планирования и исследования урока. Повысился уровень компетенций педагогов по дифференцированному подходу в обучении, работе с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями. Управленческие команды школ разработали программы улучшения образовательных результатов, исходя из своих ресурсов. Имеющийся опыт по работе с родителями при реализации идей проекта вырос в практику по родительской вовлеченности в образование детей. Благодаря проекту направление информационной поддержки выросло в “Академию журналистики”, в которой активно участвовали ученики. Реализация проекта через механизм проектов социального воздействия позволила осуществить расходы республиканского бюджета только по итогам достижения установленного социального эффекта».
Вам также может быть интересно:
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.
«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»
В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.