ИИ и практика: какой должна быть система подготовки айтишников нового поколения
Какие ИТ-специалисты нужны российской экономике, как правильно их обучать и почему важно включать в образовательный процесс профессионалов из индустрии, обсудили представители госорганов, компаний и вузов на сессии «Кадры для экономики данных. Подготовка ИТ-специалистов нового поколения», прошедшей в рамках десятой ежегодной конференции ЦИПР в Нижнем Новгороде. В работе сессии приняла участие проректор ВШЭ Елена Одоевская.
Благодаря совместным усилиями бизнеса, власти и образовательных учреждений в России начали готовить больше ИТ-специалистов, констатировала заместитель директора департамента Минцифры Анастасия Казанцева. В последние годы была проделана большая работа по наращиванию бюджетного приема на соответствующие специальности. Также был запущен и реализован проект «Цифровые кафедры», направленный «на увеличение воронки ИТ-специалистов».
Сегодня актуален вопрос, «как именно мы готовим кадры и какими компетенциями они должны на выходе обладать». Компании не всегда устраивают знания и навыки выпускников на выходе из университета. Поэтому в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» были запущены новые проекты «Топ-ИИ» и «Топ-ИТ», направленные на подготовку топ-специалистов в сфере искусственного интеллекта и информационных технологий. Предусмотрено обучение преподавателей вузов и привлечение для преподавания профессионалов из индустрии, а также в целом увеличение практической ориентированности программ, отметила Анастасия Казанцева. Для вузов — участников проектов важным условием стало то, что учебное заведение должно «привести обязательно индустриального партнера», который будет вкладываться ресурсами, средствами в подготовку ИТ-специалистов, добавила она.
Оператором этих проектов выступает Центр экспертизы образовательных программ Аналитического центра при Правительстве РФ. Руководитель центра Сергей Астахов рассказал, что уже проведены конкурсные отборы и определены вузы-победители по двум конкурсам. Среди тех, кто будет готовить ученых-исследователей и разработчиков принципиально новых моделей искусственного интеллекта — Иннополис, ИТМО, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, Южный федеральный университет.

Директор по развитию технологий искусственного интеллекта компании «Яндекс» Александр Крайнов рассказал, что компаниям приходится проводить собеседование с 25 кандидатами, чтобы нанять одного. Он считает, что вузы должны «производить» готовых специалистов, которые могут сразу начать работать. По его словам, есть буквально несколько университетов, которые «генерируют таких людей». По его мнению, «нужно научиться измерять качество ребят и на входе, потому что, если на входе качество низкое, значит, нужно спускаться ниже и готовить школьников». Также, по его словам, нужно увеличивать количество хороших преподавателей, а из-за высокой скорости изменений программы обучения нужно менять раз в полгода.
Владимир Авербах, старший управляющий директор — директор дирекции реализации и популяризации AI-инициатив Сбера, заметил, что в России сложился очень удачный тандем бизнеса и государства по подготовке ИТ-кадров. При этом, если «мы верим, что искусственный интеллект существенно меняет любую сферу деятельности, и в частности отрасль, то мы должны при подготовке ИТ-специалистов вводить, может, 12-уровневую, может, 120-уровневую модель компетенции с применением ИИ», отметил он. Правда, пока не очень понятно, как это сделать, поскольку очень быстро меняется мир. Но в любом случае, полагает он, надо вводить ИИ во всю систему образования, а не только для подготовки айтишников.
В свою очередь директор Института исследований экономики «Яков и Партнеры» Елена Кузнецова заметила, что, несмотря на жалобы, работодатели «всех выпускников выгребают весьма бодро». «И медианная зарплата свежих выпускников и выпускников на второй год после выпуска, как ни смотри, она растет очень бодрыми темпами, кратно опережая инфляцию», — говорит эксперт. И это «отражает как раз дефицит этих людей на рынке». При этом Елена Кузнецова отметила, что наиболее продвинутые работодатели технологических кадров перешли от позиции «вуз нам должен дать готовые кадры» к позиции «придется самим заходить в вузы и работать с этими вузами, чтобы эти кадры становились лучше».

«Университет — это больше чем подготовка кадров для нужд конкретной компании. Невозможно просить университет, чтобы он каждый месяц менял образовательную программу, иначе это будет не университет. Если мы говорим про цикл подготовки кадров вузом совместно с компанией, то он решает системную задачу — подготовку кадров для технологического развития страны», — отметила проректор ВШЭ Елена Одоевская.
Она согласилась с тем, что сейчас изменения происходят очень быстро, однако, чтобы учесть их, университету нужно не менять всю программу обучения, а корректировать наполнение дисциплин, включая в них самые актуальные знания. ВШЭ и компании постоянно ведут диалог, договариваясь об этих изменениях, подчеркнула она. «Нужно разговаривать и договариваться. Компаниям [важно] уметь иногда вставать на сторону университета, а университету — на сторону компании», — добавила Елена Одоевская. При этом, по ее мнению, необходимо творчески переосмыслять подходы к обучению и формам донесения знаний до студента.
Вам также может быть интересно:
Географы НИУ ВШЭ, используя GPT, создали базу данных об опасных природных явлениях
Географы Вышки создали новую технологию в ходе исследования «Лучшие практики адаптации к природно-климатическим рискам в России», реализованного в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» в 2024 году. В 2025 году разработка географов Вышки стала финалистом международного конкурса “AI for Good: Innovate for impact”, в июле она будет представлена на международном cаммите ООН.
Нейролингвисты ВШЭ выяснили, какие приложения лучше помогают восстановить речь
Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выявили факторы, которые делают цифровые приложения для реабилитации больных с афазией более эффективными. Обратная связь, разнообразие игровых задач, длительный период реабилитации и постоянный контакт с лечащим врачом оказались наиболее важными для восстановления речевой функции. Статья опубликована в журнале NeuroRehabilitation.
На пути к антихрупкости: устойчивые финансы — основа для развития компании
В Высшей школе экономики состоялась презентация вышедшей в издательстве университета книги «Российские корпорации на пути к антихрупкости. Финансовая архитектура компаний». Авторы исследования представили ключевые результаты и обсудили тенденции развития корпоративного сектора в России и мире.
«Цифровые платформы стали ключевой формой обеспечения экономического и культурного суверенитета»
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил на сессии ПМЭФ-2025 «В поисках новых источников роста: возможна ли иная модель глобальной финансовой и торговой архитектуры». Дискуссия была построена вокруг процессов в мировой экономике, связанных с укреплением многополярности и возрастанием роли новых центров мирового роста — государств Глобального Юга и Востока, участники обсуждали потенциал и возможности новой модели международного взаимодействия.
Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве
Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.
«Для Высшей школы экономики обучение технологиям ИИ — гигиеническое требование»
«Технологии будущего: единое мировое пространство или каждый сам за себя» — такой вопрос был вынесен в название сессии, состоявшейся 19 июня при поддержке Альфа-Банка на ПМЭФ-2025. В дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, в роли модератора выступила журналист, телеведущая и общественный деятель Ксения Собчак.
НИУ ВШЭ и Минстрой России подписали соглашение о сотрудничестве на ПМЭФ-2025
В рамках Петербургского международного экономического форума — 2025 Высшая школа экономики и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) подписали соглашение о сотрудничестве, нацеленное на создание устойчивого партнерства в сфере научных исследований, образования и экспертно-аналитической поддержки.
НИУ ВШЭ и Банк ВТБ будут развивать совместные научно-технологические проекты
В рамках конференции StartUp Village 2025 НИУ ВШЭ и Банк ВТБ заключили соглашение о совместном развитии технологических стартапов, в том числе с использованием нейрокогнитивных технологий. Разработанные проекты могут быть внедрены в продукты банковской группы в перспективе ближайших двух лет.
Ученые НИУ ВШЭ исследуют изменения финансовой архитектуры российских компаний с 2022 года
В издательстве НИУ ВШЭ вышла книга «Российские корпорации на пути к антихрупкости. Финансовая архитектура компаний» под редакцией Ирины Ивашковской, ординарного профессора, руководителя Школы финансов НИУ ВШЭ, Ярослава Кузьминова, научного руководителя НИУ ВШЭ, Ровшана Алиева, президента «Экосистемы МТС». В ней собраны результаты второго этапа масштабного исследования процессов адаптации российского бизнеса к шоковым изменениям, вызванным санкционными ограничениями, и новых практик российских корпораций.
Образование для взрослых: лучшие практики подготовки от ВШЭ представлены на HREXPO
Эксперты Высшей школы экономики в рамках XXV юбилейной Международной конференции и выставки HREXPO PRO ЛЮДЕЙ поделились опытом и взглядами на современные тенденции дополнительного профессионального образования. Их выступления были посвящены подготовке будущих лидеров, готовых к решению сложных задач в стремительно меняющемся мире.