• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Студент должен чувствовать себя свободно»

Об истории, проектах и планах развития кафедры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) МИЭМ ВШЭ рассказывает заведующий кафедрой Владимир Азаров и его заместитель Денис Королев.

— С чего начала свое существование кафедра, каких специалистов здесь готовили?

Владимир Азаров
Владимир Азаров
Владимир Азаров: Кафедра существует с 1962 года. Она начала свою работу как общеобразовательная кафедра «Электроники» с ориентацией на микроэлектронику. Тогда мы готовили специалистов по двум направлениям — автоматика и телемеханика и счетно-считающие приборы и устройства. К концу 1960-х годов кафедра имела большой научно-технический потенциал в области микроэлектроники, поэтому была переименована в кафедру «Микроэлектроника».

В 1969 году кафедрой была организована и проведена Первая Республиканская научная конференция по микроэлектронике. После этого кафедра стала инициатором в подготовке специалистов по направлению «Конструирование и производство электронно-вычислительных машин (ЭВМ)». В период Перестройки мы выпускали 50 конструкторов ежегодно по двум направлениям — «Конструирование и технология производства вычислительных средств (ЭВС)» и «Конструирование и технология производства технических средств систем автоматизированного проектирования (САПР)» — мониторы, клавиатуры, печатающие устройства и другое.

В начале 1990-х годов направление персональных компьютеров стало определяющим, и кафедра поменяла свое название, стала кафедрой электронно-вычислительной аппаратуры. Мы стали готовить специалистов по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». По этому направлению кафедра открыла много специализаций — рынок диктовал свои условия. Когда персональные компьютеры только появились, мы создали направление «Эксплуатация и техническое обслуживание вычислительных средств». С развитием интернета появилась потребность в специализации «Сетевые технологии» — создание локальных и корпоративных сетей, разработка сетевых приложений. В последние восемь-десять лет кафедра достигла больших успехов в этом направлении, многие наши выпускники работают сейчас в крупнейших компаниях, таких как Yandex, например. Еще в 1990-е активно стала развиваться мультимедийная составляющая — аудио, видео, графика. В 2008 году кафедра стала называться «Информационно-коммуникационные технологии», так как приоритетным направлением на сегодняшний день являются современные информационные технологии в различных проявлениях.

Мы также развиваем направление, которое можно назвать IT сервис менеджмент или управление IT услугами. Данная специализация готовит руководителей IT подразделений, причем выпускники могут работать в любой структуре — государственной, коммерческой, в бизнесе. Это направление мы планируем сделать магистерской программой. Она включает в себя две составляющие — управление IT услугами и управление системами информационной безопасности. На сегодняшний день существует магистерская программа, которая называется «Корпоративные информационные системы».

С этого года мы стали набирать студентов на специальность «Управление качеством», которая раньше была закреплена за кафедрой метрологии.

Я по совместительству представляю Россию в Европейской организации по качеству (EOQ), которая ведет аттестацию и сертификацию специалистов на международном уровне. Наши выпускники, по желанию, могут сдать экзамен на получение европейского и австрийского сертификата по направлениям: «Менеджер информационных систем», «Управление информационными системами», «Управление качеством». Впервые в России появилась возможность получить международный сертификат, и это заслуга нашей кафедры. Да и готовить таких специалистов мы начали первыми, так что перспективы очень неплохие.

— Одним из достижений кафедры является единая информационная среда, помогающая процессу обучения. Расскажите, пожалуйста, о ней поподробнее.

Владимир Азаров: Это заслуга Дениса Королева. Вот уже восемь лет на первом собрании первокурсников мы всем ребятам вручаем электронные адреса. Студенты имеют доступ ко всем электронным ресурсам кафедры — почта, файловое хранилище, видеотека, библиотека и другим. Есть на кафедре ИКТ еще одна особенность — защита курсовых и дипломных работ транслируется в интернете.

Денис Королев: В 2003 году я вел компьютерную графику и мультимедиа, и ребятам необходимо было объяснить одну простую истину: даже если вашим проектом никто не будет пользоваться, все равно надо делать его хорошо. Так появилась идея выкладывать работы студентов в интернет для широкого просмотра на сайте. Вторая очень важная вещь, созданная на сайте, — это форум. Он помог объединить людей с разных курсов и создать среду для совместного творчества. Сейчас выпускники часто дают объявления о приеме на работу и ищут сотрудников среди наших студентов.

Уникальность почты, файлохранилища и фотогалереи заключалась в том, что они не имели ограничений по объему содержимого в них. Сейчас необходимости поддерживать собственные ресурсы отпала, да и энтузиастов с годами не прибавляется, поэтому мы переключились на Google Apps. Однако форум и галерею мы сохранили — им аналога до сих пор нет.

Интересная история связана с телевидением. Мы его «изобрели» случайно. В марте 2006 года для проведения семинара, в котором участвовало большое количество людей, необходимо было обеспечить видео-картинкой соседнюю комнату. Мы сделали это через интернет, так получилась первая трансляция. Уже через месяц был организован телемост с Санкт-Петербургом. Летом мы впервые проводили прямые трансляции с защит дипломов.

Первые же открытые защиты курсовых работ сразу повысили их качество до уровня дипломных. Студенты понимают, что их оценивает не только преподаватель, которого можно уговорить поставить балл повыше, но и чужие люди в онлайн. В связи с этим ребята стараются брать интересные темы для своих работ. Процесс защиты — увлекательное зрелище и происходит так: ставятся камеры, студенты выступают с презентацией своего проекта, а поток обратных вопросов поступает на сайт. По такому же принципу идет трансляция дипломных проектов. Для ребят — это хорошее портфолио, которое говорит само за себя, потому что написать от руки можно как угодно, а с записью уже не поспоришь. И были случаи, когда на собеседовании работодатель уже знал о деятельности нашего выпускника по записи его защиты — как правило, это серьезный аргумент в пользу молодого специалиста.

— Какие еще проекты осуществляются сейчас на кафедре?

Денис Королев
Денис Королев
Денис Королев: В 2011 году коллектив Лаборатории цифровых видеотехнологий подал заявку в фонд развития «Сколково» по направлению «Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение». Заявка признана соответствующей критериям отбора участников. Идея заключается в следующем: создать автоматизированный многокамерный съемочный комплекс, который заменит видеооператоров и режиссеров на съемках типовых событий. Мы сделали камеру, которая запрограммирована следить за движением человека и держать его крупным планом. Автоматическая съемка позволит записывать конференции, лекции и подобные события, это очень удобно.

Для государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) в той же лаборатории сделали миниатюрный вещательный комплекс, который обеспечивает оперативные прямые включения в прямом эфире и качественную запись сразу после выступления. Специфика проекта в том, что для работы с подобным комплексом не требуется никакой персонал — там для «пользователя» есть один выключатель: включил, сказал в камеру, выключил.

— На последних курсах ваши студенты переходят на индивидуальную систему обучения. Что это значит?

Владимир Азаров: Да, безусловно, есть индивидуальный подход. Но также есть федеральные базовые компоненты, которые, несмотря на всю индивидуальность, прописаны в образовательном стандарте. Студент должен их прослушать. В индивидуальном обучении существует вариативная часть — дисциплины по выбору. На старших курсах студенты определяются со своими проектами, с тем направлением, которое они будут углубленно изучать. Довольно часто какая-то большая группа студентов закрепляется за конкретным педагогом, и он уже работает с ними индивидуально по тому проекту или направлению, которое интересно как студентам, так и преподавателю.

— Такого рода технические специальности наверняка сейчас очень востребованы на рынке труда…

Владимир Азаров: Да, и уровень зарплат высокий, но наши выпускники с удовольствием приходят работать и на родную кафедру, потому что она является для них своеобразным клубом общих интересов. Здесь они общаются, подыскивают кадры. Эту тенденцию нужно поддерживать, не мешать людям, которые самоорганизуются на профессиональном уровне, привлекают молодежь к себе на работу. Долгое время кафедра ИКТ работала «донором» талантливых сотрудников внутри института, поэтому сейчас вынуждена восстанавливать силы.

Денис Королев: Я думаю, что в ближайшие десять лет у толковых айтишников серьезной внутренней конкуренции не будет, скорее нужна взаимовыручка, коммуникабельность. Именно в таком духе мы стараемся учить наших студентов. Поговорка про сто друзей нас в полной мере касается. Как правило, на четвертом курсе все ребята уже трудоустроены, им даже не надо помогать, они прекрасно сами находят себе работу.

— Вы сказали, что кафедра ИКТ — это своеобразный клуб, в котором студентам интересно не только учиться, но и общаться, как этого удалось достичь?

Владимир Азаров: Кафедра по составу очень молодая, и это определяет ее атмосферу. Средний возраст преподавательского состава — чуть больше 30 лет. Многие наши преподаватели еще продолжают обучение в аспирантуре. При таком положении дел возрастные преграды стираются, студенты и преподаватели вместе заняты творческой работой.

Денис Королев: У нас развито то, что называется жизнь вне института. Два раза в год мы организуем выезд в лес в Подмосковье — с концертом, костром, походной едой, спортом и общением до утра. Иногда организуем большие походы в Карелию, с заездом на Соловки. Все это помогает создать платформу для неформального общения и во многом определяет атмосферу кафедры.

— Как бы вы охарактеризовали студента кафедры ИКТ?

Владимир Азаров: Я бы сказал «оправдано нахальный». И я это полностью поддерживаю. Студент должен чувствовать себя свободно, уверенно, только тогда он сможет достичь результата. Наши студенты очень быстро адаптируются к среде, ведут себя корректно и уверенно, когда за этим что-то стоит. Мы поддерживаем атмосферу свободного общения с преподавателями.

Денис Королев: Поскольку преподавательский состав у нас, как уже было сказано, преимущественно молодой, общение со студентами выходит за формальные рамки. В этом смысле границы несколько другие, чем это принято в обычном вузе. Наши ребята с норовом, знают себе цену, но мы воспитываем их так, чтобы они понимали, что успех выражается не только в деньгах.

— Не так давно МИЭМ юридически вошел в состав ВШЭ, как это отразилось на работе кафедры ИКТ?

Владимир Азаров: Объединение дало свои результаты. По сравнению с 2011 годом, в этом году во время приема проходной балл был заметно выше, да и конкурс на место стал внушительным. Кроме того, Вышка предоставила общежитие, и это дало иногородним студентам возможность поступить в наш, московский, вуз.

— Какие задачи стоят перед кафедрой в этом учебном году?

Владимир Азаров: Прежде всего, из нового — у нас с этого года начали обучение магистранты. Соответственно, потребовалось подготовить учебно-методические материалы, скорректировать программу. А еще — отрегулировать кадровый состав, потому что кафедра очень молодая, преподаватели все очень профессиональные, грамотные, подвижные, но они должны успешно защитить свои кандидатские проекты. Конечно, в планах вывести кафедру на новый уровень, чтобы инженеры в области информационных технологий смогли получить европейский сертификат и международное признание.

 

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Будущее сложных технических систем за «роевым интеллектом»

С ростом сложности технических систем усложняются и модели управления ими. Традиционные модели — через единый центр — начинают уступать информационным системам, разработанным на основе принципа «роевого интеллекта». Это позволяет минимизировать ущерб от ошибок управления. В очередном выпуске трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ демонстрируют перспективность применения «роевого интеллекта» на примерах приложений для самоорганизации объектов в сферах транспорта, энергетики и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Студенты программы «Управление информационной безопасностью» прошли обучение в компании Huawei в Китае

Студенты магистерской программы «Управление информационной безопасностью» Катерина Аринаркина, Эльдар Бейбутов, Евгений Гусев, Нина Осенмук и Аминат Тарчокова прошли обучение в компании Huawei в рамках глобальной программы «Seeds for the Future». Двухнедельный курс был посвящен изучению современных информационно-коммуникационных технологий, принципов защиты информации в ходе работы с ними, опыта обеспечения информационной безопасности в корпорации, имеющей обширную филиальную сеть по всему миру.

Здравоохранение становится все более зависимым от информационных технологий

Уже к 2018 году совокупный объем рынка мобильного здравоохранения может составить свыше 26 млрд долларов при среднегодовом темпе роста до 61%. В новом выпуске трендлеттера «Глобальные технологические тренды» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представлены три перспективных направления разработок, связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий, которые могут вывести на новый уровень мониторинг здоровья и образа жизни, диагностику заболеваний и качество хирургических услуг.

Сектор ИКТ: со статистикой — проблемы

29 ноября в Высшей школе экономики прошел научный семинар из цикла «Экономическая политика в условиях переходного периода» под руководством Евгения Ясина. С докладом «В поисках информационно-коммуникационных технологий: причуды российской статистики и экономических измерений» выступил Владимир Бессонов, доцент кафедры теории переходной экономики ВШЭ.

ИКТ: темная материя российской экономики

8 ноября в Высшей школе экономики состоялось второе заседание семинара для молодых ученых «Секреты академической кухни», организованного научным руководителем ВШЭ Евгением Ясиным.

Информационный город во главе с ВШЭ

Центр анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления ВШЭ возглавил Дирекцию государственной программы Москвы «Информационный город (2012 – 2016 годы)».

Оптимизатор

5 октября прошла встреча руководства ВШЭ с Паносом Пардалосом, почетным профессором отделения индустриальной и системной инженерии Университета Флориды (США) — обсуждали перспективы деятельности Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур, которая скоро начнет работать в Нижегородском филиале ВШЭ на средства гранта Министерства образования и науки РФ. Комментарий П. Пардалоса.

Бюллетень «Деловой климат в сфере информационно-технологических услуг», в I полугодии 2011 года

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический материал по результатам пилотного конъюнктурного опроса руководителей организаций, оказывающих информационно-технологические услуги. Данное исследование проводилось в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ по теме «Мониторинг делового климата организаций реального сектора и сферы услуг».

Информационная Москва: все еще лишь планы

15 июля в Высшей школе экономики состоялись общественные слушания проекта московской программы «Информационный город», рассчитанной на 2012-2016 годы.

В IT-бизнесе выживает не сильный, а приспособленный

22 декабря в Высшей школе бизнес-информатики ГУ-ВШЭ прошла открытая лекция генерального директора компании «1С-Битрикс» Сергея Рыжикова.