Исследование Вышки: каждый пятый педагог в России не обладает достаточными навыками для работы в дистанте
Как различаются условия школьного дистанционного обучения в регионах, какова обеспеченность школ и учеников техникой, насколько удовлетворителен доступ к технологиям в субъектах РФ, достаточен ли уровень цифровой грамотности учителей, какую помощь могут оказать соцсети – на эти вопросы отвечают результаты исследований НИУ ВШЭ, опубликованные в новых выпусках «Мониторинга экономики образования».
В выпуске №5 «Мониторинга экономики образования» опубликованы результаты сравнительного анализа ситуации с уровнем онлайн образования в школах в различных регионах. Анализ проводился на основе данных официальной российской статистики, социологических опросов и международного исследования качества общего образования PISA.
Наличие цифрового оборудования, в первую очередь персональных компьютеров, как у учеников, так и учителей, наличие высокоскоростного бесперебойного подключения к интернету, достаточность компетенций у педагогов для работы в онлайн формате, доступность качественного контента на цифровых образовательных платформах – вот базовые показатели уровня онлайн-образования.
Анализ продемонстрировал, что российские регионы существенно различаются по этим условиям, отсюда и неравенство возможностей доступа к качественному общему образованию в дистанционном формате. По данным международного сравнительного исследования качества общего образования PISA-2018, в целом в России технологическая готовность школьников к онлайн обучению довольно высокая: 84,6% участвовавших в опросе сказали, что дома есть персональный компьютер, 85,2% имеют ноутбук и 97,6% имеют дома доступ в интернет.
Однако, по оценке авторов исследования Вышки, в период массового, одномоментного перевода образовательной системы в онлайн-режим около четверти российских школьников оказались под угрозой лишения доступа к образовательному процессу. В зону риска попали дети из малообеспеченных, в том числе многодетных семей. Кроме того, возможностей для организации дистанционного обучения в сельских условиях оказались существенно меньше, чем в городских. Почти в каждом третьем субъекте Российской Федерации отмечена нехватка персональных компьютеров на уровне домохозяйств и недостаток ноутбуков у школ. К регионам группы риска относятся, в частности, Дагестан, Адыгея, Марий Эл, Тыва, Еврейская автономная область.
Практика работы региональных образовательных систем в период карантина, считают авторы исследования, показала необходимость укрепления материальной базы школ, материально-технической поддержки обучающихся, расширения автономии территорий и организаций.
Помимо техники и технологии проблему представляет собой наличие цифровых компетенций у преподавателей, достаточных для качественной работы в онлайн формате. Так, более половины учителей старше 60 лет почти или совсем не пользуются интернетом, и практически каждый пятый педагог в России не обладает достаточными навыками для работы в дистанционном режиме.
Опыту школьных учителей в проведении дистанционных занятий онлайн, их цифровой готовности, посвящены 6-й и 8-й выпуски «Мониторинга экономики образования» соответственно. Опрос учителей и руководителей школ провели специалисты Лаборатории изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ в марте 2020 г. В опросе приняли участие 8188 учителей и представителей администрации из 190 общеобразовательных школ 20 регионов. В результате опроса удалось выявить наиболее уязвимые категории школьных работников, которым может потребоваться дополнительная поддержка. К ним относятся, в частности, школьные психологи и методисты.
Как полагают авторы исследования, причина в том, что от них до сих пор не требовалось активного использования цифровых технологий в процессе работы в школе. Нехватка опыта «удаленки» остро ощущается также у преподавателей русского языка и математики, а также предметов из сферы искусства и физкультуры. Самыми подготовленными к использованию дистанционных технологий ожидаемо оказались учителя информатики, физики, а также иностранных языков. Учителя информатики часто выполняют роль проводников технологических решений в школах. В результате они берут на себя труд консультировать менее компетентных в этой области коллег. Авторы исследования опасаются, что в условиях массового перехода это потребует много времени в ущерб основной работе учителей информатики. Они предполагают, что может потребоваться организационная перестройка в школах, когда развитием цифровых технологий будут заниматься специальные сотрудники.
Выпуск номер 7 «Мониторинга экономики образования» посвящен анализу неофициальных университетских интернет сообществ в период перехода на дистанционную форму обучения. Исследовали цифровую тему студенческих сообщений в социальной сети «ВКонтакте» с 1 февраля по 4 апреля 2020 г., в работе принял участие 81 университет из 51 субъекта Российской Федерации. Отмечается, что в день объявления о переходе университетов на дистанционный̆ формат обучения число сообщений студентов в соцсети «ВКонтакте» увеличилось вдвое. Самыми обсуждаемыми стали проблемы организационного характера.
Выяснилось, что большинство студентов оказались в информационном вакууме, находились в состоянии неопределенности. В то же время студенты в массе проявили гибкость и лояльно отнеслись к переходу на дистанционную форму обучения. Мониторинг соцсетей пользуется сейчас большой популярностью, но до сих пор не получил широкого применения и вызывает скепсис у академического сообщества, отмечают авторы исследования. Между тем, многие наблюдения заслуживают внимания. Так, студенты отмечают, что серьезным препятствием на пути внедрения дистанционной формы обучения стали консервативные установки преподавателей и образовательной системы в целом.
Ознакомиться с новыми выпусками «Мониторинга экономики образования» можно тут.