В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Конференцию открыл ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
Он напомнил, что в эти дни в Казани проходит саммит БРИКС и что на конференции также присутствуют иностранные коллеги. «Люди по всему миру обмениваются взглядами, опытом, а главное — доказательными смыслами развития высшего образования», — отметил ректор НИУ ВШЭ. Высшее образование выступает инструментом формирования благополучия, устойчивости, независимости государства, и результаты работы университетов не являются краткосрочными. Поэтому необходимо формировать длинные циклы оценки эффективности, не ограниченные периодом обучения студента в вузе. Он также предложил вернуться к идее создания межгосударственной обсерватории высшего образования или образования в целом.
Ректор НИУ ВШЭ призвал к объединению усилий ученых, исследующих высшее образование в странах БРИКС, «ради лучшего будущего наших государств».
Участников конференции приветствовала заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова — выпускница магистратуры Института образования НИУ ВШЭ.
«Приятно видеть, что с каждым годом, несмотря на сложности, конференция собирает все большее количество исследователей, спикеров, дискуссантов и вырабатывает решения, которые потом используются Правительством Российской Федерации. Очень важно, что Высшая школа экономики с момента ее создания всегда была на передовой научных исследований», — сказала заместитель министра.
По ее оценке, участие иностранных специалистов в конференции будет способствовать построению многополярного мира и правильной оценке происходящего.
Проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская, также окончившая магистратуру Вышки, назвала конференцию «диалогом старых друзей»: ее участники знают друг друга, есть те, кто в течение пятнадцати лет встречается на этой площадке. При этом конференция интересна молодым исследователям высшего образования. Елена Одоевская призвала их «использовать площадку по максимуму и не бояться задавать вопросы».
Проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов обратил внимание, что участники конференции осмысляют систему высшего образования, находясь внутри этой системы. По его оценке, на конференции ставятся сложные вопросы, а названия представленных докладов детализированные и точные. «Рассчитываю, что ее результаты дадут пищу для размышлений на ближайший год», — добавил Дмитрий Земцов.
Представляя программу конференции, директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев подчеркнул, что из порядка 200 заявок было выбрано лишь 88 — те, где заявленные тезисы опираются на данные, на результаты исследований. «Конференция задумывалась как инструмент продвижения доказательной культуры обсуждений в сфере образования, и, мне кажется, эту важную миссию мы выполнили», — считает директор института.
Он также сообщил, что конференция проектировалась как возможность «выстроить мост» между образовательным сообществом и исследователями, способствовать тому, чтобы исследования приносили пользу государству. Еще одна задача состоит в том, чтобы выращивать молодежь, поэтому «конференция сделана коллегами — студентами, аспирантами, стажерами Института образования — от начала до конца».
Первая пленарная дискуссия была посвящена теме «Двойной вызов: семья и карьера со студенческой скамьи». Как отметил модератор дискуссии, директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев, исследователей высшего образования привлекают феномены, которые врываются в повестку, и хотя в России не первый год изучают студенческие семьи, в центре внимания этот феномен оказался именно сейчас. Дискуссия была организована в характерном для Института образования ключе — с участием не только исследователей, но и представителей власти.
Ольга Петрова отметила, что за годы обучения в вузе необходимо привить студентам ощущение, что семья нужна, важна и без нее сложно существовать. Для администрации вузов студенческие семьи становятся особой категорией, требующей дополнительной поддержки и сопровождения. Как показал недавний мониторинг Минобрнауки России, сейчас в стране 22 тыс. студенческих семей, 5 тыс. — с детьми. По данным ВЦИОМ, 50% студентов (было опрошено 100 тыс.) называют создание крепкой семьи главной задачей, а 44% считают, что дети — это смысл жизни.
Депутат Госдумы Ольга Коробова считает, что понятие «студенческая семья» должно быть закреплено законодательно (соответствующий законопроект на днях был внесен), и именно студенческие семьи должны получать особые меры поддержки, в том числе финансовые. Ведь у этой категории семей есть особые потребности, у них отсутствует доход, возникают сложности с жильем, а одновременно они должны получить качественное образование.
Заместитель директора Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Тамара Ростовская рассказала, что студенческим семьям будет уделено особое внимание в новом нацпроекте «Семья», профессор УрФУ Анна Багирова представила результаты исследования стратегий совмещения студенчества и родительства. Доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ, отец троих детей Иван Павлюткин подчеркнул, что семья — это вызов прежде всего для селективных университетов, а ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Сергей Старцев и стажер-исследователь Института образования НИУ ВШЭ Елена Тарасова рассказали о результатах своего исследования студенческих семей в Республике Саха (Якутия).
Следующим мероприятием первого дня конференции стал круглый стол «Психологическое благополучие в вузах: как измерять и что делать?», после чего началась работа секций. Вечером перед участниками конференции выступит ключевой спикер — доцент Института образования Университета Цинхуа Фей Гуо, тема ее доклада — «Психологический академический капитал, вовлеченность и образовательные результаты студентов».
XV Международная конференция исследователей высшего образования, включающая 23 тематические сессии и 88 докладов, продлится три дня. 24 октября будут рассмотрены глобальные инициативы университетов стран БРИКС, карьерные траектории преподавателей и взаимодействие с бизнесом. 25 октября участники сфокусируются на взаимодействии университетов с бизнесом, использовании ИИ-технологий в образовании, в том числе в подготовке современных инженеров.
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.
«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ
Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.