ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Исследование включает обширный блок реальных кейсов и примеров, в том числе на тему практического использования ИИ в ведущих университетах мира: от помощи студентам в объяснении понятий и переводе текстов до структурирования материалов и подготовки учебных документов.
Авторы провели анализ целого ряда социологических исследований по всему миру. По результатам анализа видно, что ИИ уже активно применяется как в образовательной (на сегодня 49% студентов используют генеративные технологии), так и в управленческой и исследовательской деятельности. При этом положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. Что же касается основных способов применения новых технологий, то самыми популярными оказались прояснение понятий и работа с вопросами для понимания по конкретным дисциплинарным концепциям (56% тех, кто использует GPT), на втором месте — задачи исследования и работой с литературой (45%), на третьем — перевод текстов (42%), на четвертом — создание и анализ текстов (39%).
Чтобы сделать материал максимально интерактивным, эксперты НИУ ВШЭ и «Яндекс Образования» создали специальный онлайн-ресурс, на котором собраны примеры и кейсы. Площадка представляет собой живое пространство, которое не только демонстрирует примеры использования ИИ, но и формирует картину возможных сценариев его применения в образовательной среде. Университеты, в которых есть практики применения ИИ, могут отправить свои кейсы авторам через специальную форму на сайте, и их добавят в кейсотеку.
В докладе зафиксированы ключевые направления интеграции ИИ в деятельность студентов, преподавателей, исследователей и управленцев. Подобные сферы могут стать ближайшими зонами развития ИИ в университетах. В этом контексте у Высшей школы экономики уже принят собственный курс по использованию ИИ в процессе обучения. Университет сформулировал этическую и образовательную политику, включающую рекомендации, когда и в каком количестве следует использовать ИИ в самостоятельных работах, а также в каких случаях нужно обязательно информировать преподавателя о сгенерированном тексте. Кейс ВШЭ демонстрирует, как правильная интеграция технологий позволит студентам развивать необходимые навыки для полноценного и плодотворного образовательного процесса.
Кирилл Баранников
«В “Яндекс Образовании” мы видим, как за последний год технологии ИИ действительно начали проникать в школы, университеты, EdTech-платформы и укореняться в них. Для университетского сообщества и для бигтехов важно видеть, где возникают новые точки роста и как можно применить потенциал ИИ в образовании. Поэтому вместе с НИУ ВШЭ мы провели исследование российских и зарубежных практик. Они оказались самыми разными и затрагивают систему управления, жизнь студента, преподавателей и даже дидактику высшей школы. При этом мы поставили цель создать не застывшую картинку, а постоянно обновляющийся дайджест лучших мировых практик. Именно в них управленцы в университетах, преподаватели, исследователи смогут найти вдохновение на новые проекты и изменение своей реальности», — комментирует Кирилл Баранников, руководитель направления стратегического развития высшего образования «Яндекс Образования».
Евгений Терентьев
«В Высшей школе экономики мы фокусируемся на возможностях, которые ИИ предоставляет для совершенствования образовательного и научного процессов в университете. Вышка запускает разные инициативы, направленные на поддержку корректного использования ИИ как преподавателями, так и студентами. При этом мы выступаем за соблюдение этических принципов при использовании ИИ и первыми из российских университетов приняли этический кодекс использования искусственного интеллекта в образовательном процессе», — рассказал Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ, руководитель Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании.
Вам также может быть интересно:
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»
С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.
Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине
Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.
Ученые Вышки представили проекты по этической экспертизе в сфере ИИ
Технологии искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни и активно применяются в различных отраслях экономики. Однако этические вопросы использования ИИ все еще требуют обсуждения и осмысления. Сегодня в России с участием ученых НИУ ВШЭ ведется работа над несколькими отраслевыми приложениями к национальному Кодексу этики в сфере ИИ, в которых будут конкретные рекомендации в помощь каждому, кто нуждается в понимании и анализе рисков и угроз со стороны ИИ.
Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»
В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.
С помощью ученых НИУ ВШЭ и Сбера преподаватели смогут повысить качество онлайн-обучения
Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка научились определять вовлеченность участников онлайн-мероприятий. Метод, основанный на анализе видео лица, помогает выявить, насколько слушатель заинтересован в материале. Научная статья о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной конференции по искусственному интеллекту в образовании — AIED 2024.
Вышка расширит сотрудничество с Агентством стратегических инициатив для разработки передовых решений
В Высшей школе экономики прошел День знакомства университета и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Стороны представили свои исследовательские и аналитические проекты и наметили направления совместной работы. Задача ученых и экспертов — повысить эффективность и ускорить внедрение в практику прорывных научных разработок по широкому спектру направлений — от экономических прогнозов до нейропротезирования.