Поощряя интерес к исследованиям
На прошедшем 24 декабря заседании Ученого совета Высшей школы экономики были подведены итоги выполнения программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» за 2010 год.
Напомним, что программа «Научный фонд» является одним из основных механизмов поддержки научной работы в университете; фонд, в частности, осуществляет поддержку фундаментальных исследований и академической активности в проектном режиме. В уходящем году бюджет фонда увеличился в полтора раза, а самую значительную его долю (35 процентов) составило финансирование индивидуальных исследовательских проектов.
Как отметил проректор ГУ-ВШЭ Сергей Шишкин, количество заявок, поданных на конкурс индивидуальных исследовательских проектов, было рекордным, увеличившись со 105 до 162, причем резкий рост заявок наблюдался как в Москве, так и в филиалах ГУ-ВШЭ. Такая активность, вероятно, обусловлена изменениями в конкурсной процедуре: впервые заявителям предоставлялся выбор сроков выполнения проекта — 9 месяцев (грант в 360 тысяч рублей) и 16 месяцев (грант в 540 тысяч рублей). Всего по итогам конкурса было предоставлено 73 гранта, из которых 32 — «длинные». В то же время следует отметить, что доля одобренных заявок существенно снизилась по сравнению с 2009 годом.
Как показала статистика, в конкурсе приняли участие около 10 процентов профессорско-преподавательского состава Вышки, а активность преподавателей и научных сотрудников в Москве была значительно выше, чем в филиалах. Но и в Москве этот показатель по факультетам распределяется неравномерно: в лидерах по относительной активности находятся Международный институт экономики и финансов (МИЭФ), факультеты истории, математики, философии и социологии, в завершении списка факультеты экономики, менеджмента и мировой экономики и мировой политики. Однако это «отставание» компенсируется размерами этих факультетов и общим числом их сотрудников, принимающих участие в конкурсе.
Другой конкурс, «Учитель — Ученики», проводимый в рамках Научного фонда, в 2010 году также подвергся некоторым изменениям. Во-первых, конкурс стал ежегодным (первоначально он проводился раз в два года). Во-вторых, руководители коллективов получили возможность пролонгировать выполняемые проекты на один или два года, это должно позволить им сохранить сложившиеся исследовательские команды. Кроме того, результаты проектов теперь можно представлять не только в виде научных публикаций, но и в виде новых учебно-методических материалов с их последующим использованием в образовательном процессе. Эти меры позволили поднять интерес к конкурсу: и число заявок, и количество грантов, и число участников реализуемых проектов выросло по сравнению с 2009 годом.
В два раза увеличилось число грантов Научного фонда, предоставляемых еще по двум направлениям: по программе софинансирования грантов Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда и в рамках конкурса проектов по приоритетной тематике.
О результативности исследований, поддерживаемых Научным фондом, может сказать среднее число научных публикаций, подготовленных в рамках индивидуальных проектов: этот показатель за прошедший год вырос с 4,6 до 5,7. При этом за последние три года заметен рост доли статей в зарубежных журналах и уменьшение доли монографий, глав в монографиях, а также учебников и учебных пособий.
Число заявок на академические надбавки увеличилось за год с 243 до 305, выросло и количество назначенных академических надбавок. Больше всего получателей надбавок приходится на факультеты экономики и права, но доля таких преподавателей выше на факультетах истории и философии (около 60 и 50 процентов соответственно). А надбавки нового типа — за публикации в зарубежных реферируемых журналах — чаще всего получали сотрудники научных подразделений и факультетов математики и психологии.
Значительно (более чем наполовину) выросло в 2010 году количество заявок и одобренных грантов на участие в международных научных мероприятиях. Вместе с тем Сергей Шишкин признал, что в 2010 году Научный фонд столкнулся с проблемой порядка оформления поездок на международные конференции. Сложившаяся практика, при которой такие поездки оформляются в виде отпусков, а их число ограничивается одним за год, подверглась критике со стороны многих членов Ученого совета. Новое решение проблемы «трэвел-грантов» руководству Научного фонда предстоит найти в ближайшее время.
Говоря о других проблемах, которые придется решать в рамках Научного фонда, Сергей Шишкин отметил, что существует риск возникновения устойчивого и «закрытого» ядра преподавателей, участвующих во всех программах и конкурсах Научного фонда. В частности, нынешний механизм предоставления грантов не в достаточной степени способствует привлечению сотрудников, ранее не занимавшихся наукой. В качестве возможных мер предложено: увеличить период выполнения индивидуальных исследовательских проектов с одного до полутора лет, расширить состав исполнителей таких проектов, создать систему премирования лучших работ. А проректор Андрей Яковлев полагает, что конкурсы Научного фонда должны стать дополнительным способом оценки группы кадрового резерва ВШЭ: университет вправе ожидать от наиболее перспективных молодых сотрудников участия в таких конкурсах с хорошо подготовленными проектными заявками.
Предложенные меры скажутся на сроках проведения конкурса индивидуальных исследовательских проектов в рамках Научного фонда: прием заявок на новые конкурсы будет проходить в сентябре, а прием отчетов — в мае второго года реализации проектов.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Также на заседании Ученого совета Высшей школы экономики 24 декабря был утвержден финансовый план университета на 2011 год и приняты решения об открытии очередных образовательных программ, создании нескольких научных подразделений, а также утверждено положение о наградах Высшей школы экономики.
Яковлев Андрей Александрович
Вам также может быть интересно:
ВШЭ открывает новые международные лаборатории
28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.
Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году
6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.
Ученый совет подвел итоги приема в магистратуру ВШЭ в 2013 году
В этом году в ВШЭ зачислено наибольшее в истории университета количество магистрантов, но в следующем году под влиянием внешних факторов ситуация может серьезно измениться. 25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги приема в магистратуру.
В университете создан департамент иностранных языков
ВШЭ планирует единую для всего университета политику в сфере изучения и преподавания иностранных языков. Ученый совет ВШЭ одобрил создание департамента иностранных языков. Его возглавит Елена Соловова.
Ученый совет: последнее заседание учебного года
28 июня на заседании Ученого совета ВШЭ утверждены контрольные цифры и правила приема в аспирантуру, приняты решения о создании факультета дизайна и ряда кафедр, одобрены несколько положений и регламентов, а также проведен конкурс профессорско-преподавательского состава.
ВШЭ займется аттестацией научных сотрудников
31 мая на заседании Ученого совета Высшей школы экономики подведены итоги олимпиад, организованных ВШЭ в 2013 году, объявлено о начале аттестации научных сотрудников университета, приняты другие решения.
Ученый совет: апрельские решения
26 апреля состоялось очередное заседание Ученого совета ВШЭ. Члены совета поздравили с Днем Победы работающих в университете ветеранов войны. На заседании утверждена стоимость обучения в бакалавриате и магистратуре ВШЭ, положение о материальном стимулировании сотрудников вуза в сфере интеллектуальных прав, приняты другие решения.
Ученый совет: конкурс ППС и регламенты работы
1 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.
«Мы должны уже в этом году пересмотреть формат аспирантуры ВШЭ»
25 января состоялось заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены правила приема в НИУ ВШЭ в 2013 году и проанализирована работа аспирантуры университета.