«На факультете психологии, как и во всем вузе, мы финансируем именно результаты»
В конце 2010 года в Высшей школе экономики начала действовать новая форма академической работы — научно-учебная группа (НУГ). Больше всего групп было создано на факультете психологии в феврале 2011 года. Совсем скоро будут обсуждаться первые результаты работы НУГов. Об этом, а также о других особенностях научно-учебной деятельности мы побеседовали с проректором ВШЭ Марией Юдкевич.
В конце 2010 года в Высшей школе экономики начала действовать новая форма академической работы — научно-учебная группа (НУГ). Больше всего групп было создано на факультете психологии в феврале 2011 года. Совсем скоро будут обсуждаться первые результаты работы НУГов. Об этом, а также о других особенностях научно-учебной деятельности мы побеседовали с проректором ВШЭ Марией Юдкевич.
— Мария Марковна, зачем нужны научно-учебные группы?
— Идея была в том, чтобы создать механизм перехода от инициативных или научных проектов, не имеющих организационной формы, к настоящему подразделению университета — институту, лаборатории, центру. Ведь для того, чтобы создать лабораторию, нужно иметь и большой организационный и научный задел. У ряда коллег такого потенциала пока нет, но это не значит, что он не может сложиться. Соответственно, чтобы это произошло, нужен инкубационный период. Научно-учебная группа и стала тем самым инкубатором. Это уже некоторая проектно оформленная научная деятельность, но еще не постоянное подразделение. Постоянное подразделение мы хотели бы создавать тогда, когда понятно, что это будет живое подразделение, что проект успешен.
— Получается, что НУГ — это предварительная форма научно-учебной лаборатории?
— Не совсем так. Если по прошествии 12 месяцев группа завершает свое существование, не став лабораторией, совсем не обязательно, что это была плохая группа, а та, что продолжила работу, — хорошая. Вполне вероятно, что некоторые проекты живут в рамках научно-учебных групп, а потом находят для себя какую-то другую форму, другую тематику. Какая-то группа станет лабораторией, а представители другой группы поймут, что проще оставаться в рамках маленького коллектива и даже индивидуального проекта.
— Научно-учебная группа существует всего год?
— Да, как правило, группа существует в течение этого срока. Мы считаем, что этого вполне достаточно, чтобы понять, каким путем проекту нужно идти дальше. Так как научно-учебная группа создается все-таки не на пустом месте, а когда уже есть какие-то научные наработки, некоторое ядро преподавателей, в том числе молодых, имеющих опыт и интерес работы со студентами. То есть уже должен быть какой-то авансовый результат. Дальше, по итогам того, как группа себя проявит, можно говорить о дальнейших действиях и поддержке.
— А каковы критерии оценки НУГа?
— Оценка деятельности группы производится в два этапа. На промежуточном этапе — а это первые шесть месяцев работы — оценивается наличие постоянно действующего научного семинара группы с участием аспирантов и студентов и постоянно обновляемого сайта группы. Группа должна быть открыта, в том смысле, чтобы все могли посмотреть, чем она занимается, и интересующиеся могли присоединиться. Второй блок посвящен научным работам. Должны быть подготовлены доклады для выступления на научных конференциях, в том числе студентами, аспирантами и молодыми сотрудниками, дипломные и курсовые работы, опирающиеся на результаты работы группы. На финальном этапе оценивается, помимо перечисленного, наличие опубликованных и подготовленных к печати научных работ. Плюс ко всему в группе должно работать не менее пяти студентов или аспирантов, а оплата их труда должна составлять не менее 35% от общего финансирования группы.
— Скажите, пожалуйста, а с чем связано массовое появление научно-учебных групп на факультете психологии?
— Хочу отметить, что идея научно-учебной группы не связана только с факультетом психологии. У нас есть другие группы, работающие и в Москве, и в филиалах. Например, в Санкт-Петербурге действует группа «Экономика и социология изменений». Что касается факультета психологии в Москве, то после зимней дискуссии на форуме, где поднималось большое количество проблем и где участвовало и руководство университета, и молодые преподаватели, и студенты, стало ясно, что люди могут не только высказываться по поводу происходящего, но и готовы что-то делать сами. Поэтому было решено поддержать точки роста на факультете. И мы очень рады, что было создано сразу несколько научно-учебных групп. Потому что, во-первых, коллеги могут обмениваться опытом становления, идеями, могут ходить друг к другу и смотреть, как и что устроено у других. В каком-то смысле это здоровая научная конкуренция, когда ты можешь посмотреть, что сам успел сделать за полгода и что успели сделать коллеги. Мы надеемся, что у психологов будет укрепляться академическая среда, будут связи между факультетом психологии и другими факультетами Вышки. Мы считаем, что у факультета гигантский потенциал.
— А есть вообще норма количества лабораторий в университете?
— Невозможно сделать так, чтобы все студенты сотрудничали в научных лабораториях. Да и нет такой задачи. Ведь лаборатории существуют прежде всего для тех, кто интересуется научными исследованиями. В то же время участвовать в работе лаборатории может довольно широкий круг людей. Если штат лаборатории предусматривает только 10 студентов, это не значит, что 10 студентов от этого выиграют. Выигрывают все студенты. Так как они получают доступ к базам данных, созданным на основе проектов лабораторий, посещают семинары. Это очень большое количество людей. Студенты должны знать, что университет создает для них разные возможности себя попробовать.
— Если научно-учебная группа — это временная организационная единица, то насколько долговременна лаборатория?
— И в группах, и в лабораториях осуществляется проектное финансирование, то есть и на факультете психологии, и во всем вузе мы финансируем не просто жизнь подразделения, а именно результаты. В случае с группой в конце года мы смотрим конкретные итоги проекта и решаем вопрос о его дальнейшей судьбе. У лаборатории же есть возможность делать продолжающиеся проекты, каждый следующий год развивать то, что было сделано в прошлом году. Но бывают случаи закрытия лаборатории. На последнем Ученом совете было принято решение о ликвидации научно-учебной лаборатории количественного анализа и моделирования экономики в Нижегородском филиале. После создания она некоторое время успешно работала, но потом стало понятно, что возникли проблемы, что лаборатория в этом случае не форма для развития. Мы надеемся, что люди, составлявшие ядро лаборатории, в будущем обязательно найдут себя в других проектах.
Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Конференция научно-учебных групп
13 октября состоялась конференция четырех социологических научно-учебных групп ВШЭ «Профессии социального государства», «Социология публичной сферы», «Семья и социальные неравенства» и Группы исследований социологии науки и профессий.
Информационный бюллетень «Академическая среда: академическое развитие университетов». Выпуск третий
В этом выпуске вы найдете описание конкурса «Учитель-ученики» в НИУ ВШЭ и историю его преобразования в Конкурс научно-учебных групп.
Психолог в помощь бизнесмену
Магистерская программа «Психология в бизнесе» в Высшей школе экономики была открыта первой в России. Недавно появилось и научно-учебная группа «Психология бизнеса». Заместитель заведующего этой группой и руководитель магистерской программы Наталья Иванова уверена, что на факультете психологии НИУ ВШЭ формируется отечественная школа психологии бизнеса.
Можно ли исключить человеческий фактор
В феврале этого года на факультете психологии ВШЭ открылось пять научно-учебных групп (НУГ). Рассказом об одной из них — группе когнитивных исследований — наш портал начинает серию публикаций о научных исследованиях психологов Высшей школы экономики.