Катастрофа и возможность: эксперты Вышки изучили уроки кризисов последних ста лет
Идея проекта, изучающего кризисный опыт, родилась на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ весной прошлого года, когда стало ясно, что пандемия и локдаун дали старт новому системному кризису, в основе которого лежат многочисленные противоречия, накопившиеся в мире за последние десятилетия. О результатах научного проекта «Уроки кризисов прошлого» новостной службе портала рассказал руководитель Департамента мировой экономики Вышки Игорь Макаров.
Перед факультетом встала задача встроить происходящие события в свою исследовательскую программу. При этом к тому моменту уже появились десятки статей в различных изданиях о коронавирусе и его возможных последствиях, и мы не хотели повторяться. У декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергея Александровича Караганова появилась идея обратить внимание на исторический опыт, на то, как ведущие государства мира выходили из предыдущих системных кризисов.
Мы предпочли сосредоточиться на кризисах последнего столетия – начиная с Великой депрессии. Мы сознательно не стали рассматривать прежние крупнейшие эпидемии и их влияние на развитие стран. Во-первых, потому что мировая экономика в предыдущие века выглядела совершенно по-другому. Даже в период печально знаменитой эпидемии испанки, которая затронула треть населения Земли после Первой мировой войны, уровень взаимозависимости был несопоставимо меньшим, а структура экономик принципиально отличалось от того, что мы имеем сегодня. Во-вторых, потому что в нынешнем кризисе коронавирус стал лишь толчком, триггером этого кризиса, определившим его лицо, но не его первопричиной.
В рамках проекта мы изучали опыт ведущих стран четырех частей света (Европа, Азия, Северная и Южная Америка), и в каждой из них – самый масштабный кризис в истории. Единственное исключение – Германия, где исследовались два временных периода: выход из Великой депрессии и опыт послевоенного восстановления. Мы стремились изучить не только и не столько то, как кризис повлиял на каждую из стран, но и в первую очередь, опыт выхода из кризиса. Важно выяснить, смогли ли государство и общество воспользоваться возможностями, которые дает кризис, чтобы убрать устаревшие общественные структуры и выйти на новый уровень развития, или, напротив, страна «посыпалась», пережив катастрофу или длительную стагнацию.
Наряду со страновыми, мы рассматривали и два глобальных кризиса: «нефтяной кризис» 1973 года, связанный с резким повышением цен на энергоносители, и мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг.
Факультет ориентировался на собственных исследователей: у нас есть специалисты по экономике, политике и истории многих стран мира. Когда мы понимали, что нам не хватает собственных ресурсов, привлекались авторы, которые известны как лучшие специалисты по отдельным странам или темам: из Института Дальнего Востока РАН, Института стран Азии и Африки МГУ, ИМЭМО РАН.
Факультет использовал проект и в образовательных целях. К каждому автору главы было прикреплено по несколько студентов, которые готовили вспомогательные материалы, затем опубликованные на сайте факультета: рефераты и библиографические работы. Всего были привлечены около 20 студентов – это, безусловно, пошло на пользу и проекту, и образовательному процессу. В декабре мы провели студенческий круглый стол, а затем и первый «взрослый» круглый стол, представляющий первые результаты проекта. В январе был выпущен специальный номер журнала «Россия в глобальной политике», в который вошла большая часть подготовленных в рамках проекта материалов.
В планах подготовка монографии с анализом опыта прошедших кризисов, а также аналитического доклада, систематизирующего исторический опыт из истории и нацеленного на извлечение из него выводов и подготовку рекомендаций, актуальных для настоящего времени.
Проект продолжается, но даже те результаты, которые уже нами получены, демонстрируют огромное разнообразие кризисного опыта. В одних случаях, таких как Италия или Германия 1930-х гг., преодоление экономических проблем происходило через милитаризацию, складывание тоталитарной модели и последующую военную агрессию с катастрофическими последствиями. Кризис 1997-1998 гг. остановил развитие Индонезии на десятилетие. Однако были и страны, которым удавалось использовать кризисы для переформатирования собственных политических и социально-экономических моделей и в дальнейшем рвануть вперед: можно упомянуть Республику Корею и Малайзию после кризиса 1997-1998 гг. В США после «Великой депрессии» Франклину Рузвельту удалось предложить новую модель взаимоотношений государства, бизнеса и общества, заложившую основы успешного развития страны на следующие сорок лет. Безусловно, из всех страновых кейсов можно извлекать важные уроки.
Можно провести отдельные параллели между текущим кризисом и тем, с чем человечество уже сталкивалось в прошлом. Например, есть множество пересечений с проблемами 1970-х годов, на который текущая рецессия, на мой взгляд, похожа существенно больше, чем на кризис 2008-2009 гг. Тогда, как и сейчас, внешний шок (в то время – нефтяное эмбарго, сейчас – коронавирус) усилил накопившиеся противоречия, стал не первопричиной, а катализатором изменений, заставившим общества эти противоречия разрешать.
По глобальным масштабам нынешний кризис, безусловно, сопоставим лишь с Великой депрессией
И мы видели разные варианты выхода из нее: выход Германии и Италии, которые, как уже отмечалось, свалились в милитаризацию, тоталитаризм и поиск внутренних и внешних врагов, провальный опыт Франции, когда политическая элита, сосредоточившись на внутренней борьбе, так и не смогла вывести страну из кризиса и привела ее к катастрофе лета 1940 года. Похожая ситуация была на первых порах и в Великобритания, где элиты пытались переложить друг на друга вину за кризис, но в конечном итоге все-таки консолидировались. В США произошло изменение модели развития, при этом с сохранением базовых экономических и гражданских свобод. Американский капитализм был переформатирован и стал на долгие годы моделью для других стран. «Великая депрессия» показала, что разный ответ может приводить к совершенно разным результатам, как к успешным, так и к катастрофическим, это верно и для нынешнего времени.
Разумеется, речь не идет о том, чтобы рекомендовать сегодня те же самые антикризисные меры, что использовались десятилетия назад. Тем более что эти меры очень чувствительны к страновому контексту. Однако главный вывод актуален: кризис – это не только удар по населению и экономике, но и возможность провести перемены в институтах, социальной и политической сфере, которые практически невозможны в благополучное время. Конечно, для того чтобы эти перемены реализовать, нужны выдающиеся лидеры, обладающие широким видением и политической волей, достаточной для того, чтобы преодолеть сопротивление устоявшихся общественных институтов.
Это особенно важно сегодня, когда мир переживает системный кризис всех сторон современного общества: не только кризис системы здравоохранения и даже не только экономический кризис, но и кризис современных моделей государства всеобщего благосостояния, кризис политических систем, кризис идей и ценностей. Происходит некий слом базовых элементов общественного мироустройства, которые доминировали на протяжении последних десятилетий. Суть нынешнего кризиса – именно в этом, а не в эпидемии и локдаунах.
Первый в 2021 году номер журнала «Россия в глобальной политике» стал тематическим. Большинство его материалов подготовлено в рамках проекта «Уроки кризисов прошлого», инициированного факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Авторы рассмотрели двенадцать кризисов последних ста лет, изучили, как разные страны их преодолевали. Некоторые из этих государств провалились, потеряв годы в экономическом развитии, а иногда – и жизни многих граждан. Другие вышли из периода потрясений сильнее, чем входили в него.