Гурова О. Ю. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью". М.: Новое литературное обозрение, 2008
Вроде бы всем понятно, для чего человеку необходимо нижнее белье. Социолог отличается от всех остальных людей тем, что может рассказать о самой банальной вещи много необычного, взглянув на нее социологически. Этим и занимается в своей книге "Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью" Ольга Гурова, доцент кафедры методов и технологий социологических исследований СПб филиала ГУ-ВШЭ.
Аннотация
Книга представляет собой взгляд на советское общество через призму его отношения к нижнему белью. Упоминание об этой, казалось бы, незаметной и малозначимой сфере жизни до сих пор вызывает сильные эмоции у людей разных поколений — от горечи и негодования до улыбки и ностальгии. Советское нижнее белье по-своему олицетворяло устройство государства, воплощало все признаки стандартизированной массовой вещи, безликого продукта социалистической промышленности. В то же время как вещь, максимально близкая человеку, нижнее белье могло стать примером адаптации и переписывания идеологических постулатов, символическим жестом, заменившим советскому человеку другие проявления гражданской свободы. Опираясь на методы социологии, автор показывает, как и почему нижнее белье становилось ареной баталий между государством и человеком.
Содержание
Введение: Советское общество в гуманитарных науках
Глава 1. Происхождение советского нижнего белья: слова и вещи
- Языковые коды системы вещей: "изподнее" / "исподнее", "белье", "нательное белье" и "нижнее белье"
- Социокультурные трансформации и преобразования системы вещей
- Нормативные наименования и оригинальные названия
- Категория "белье" в идиоматических выражениях
Глава 2. Идеология тела и символическое производство советского человека
"Тело здоровья", 1917—1920-е годы
- "Как быть чистым без бани"
- "Советское нижнее белье — это о спорте, а не о сексе"
- Рационализация быта и одежды
"Тело культурности", 1930—1940-е годы
- Легитимация потребления
"Тело личного вкуса", 1950—1980-е годы
- Советский вкус: "что чересчур — то плохо!"
- Правила хорошего вкуса
Глава 3. Визуальная политика тела: репрезентации нижнего белья в массовой культуре
- Идеология — тело — нижнее белье
- Краткая история визуальных репрезентаций женского тела
- Тело и нижнее белье на советском рекламном плакате
- Нижнее белье на немецком рекламном плакате
- Концепция "грани стыда"
- К эстетике советского нижнего белья
Глава 4. Нижнее белье в контексте моды и технологии
- Разрушение дореволюционной системы вещей и формирование стиля советского нижнего белья (1917-й—1920-е годы)
- Становление стиля советского нижнего белья (1930—1940-е годы)
- Разрушение стиля советского нижнего белья (1950—1980-е годы)
- Вещи, символизирующие эпоху
Глава 5. Производство и продажа нижнего белья
- Производство нижнего белья
- Рынок одежды: фарцовка
- Дефицит, очереди и продажа белья
Глава 6. Самодельные вещи: от коллективного тела к индивидуализации
- Концепция "культурной биографии" вещей
- Продолжительность жизни вещей в социалистической культуре потребления
- Рукоделие по-советски
- Непреднамеренные социальные изобретения
- Продолжительность жизни вещей и натуральный обмен
- Старые вещи с новыми функциями
Глава 7. Классифицируя нижнее белье. Вещи, повседневное потребление и социальная структура
Нижнее белье как средство разметки социального пространства
- Происхождение: культурные / простые
- Пол: мужчины / женщины
- Поколения: молодые / старшие
- Возраст: дети / взрослые
- Территориальные идентичности: деревенские / городские
- Власть: элита / обычные люди
- Лояльность власти: правильные / диссиденты
- Национальная идентчность: иностранец / советский человек
Глава 8. Нижнее белье в публичной и приватной сфере
Скрытость
- Пространство улицы
- Пространство коммунальной квартиры
- Пространство дома и повседневные разговоры о нижнем белье
Индивидуальный контроль
Приспособленность нижнего белья к личности
Глава 9. Память тела. Нижнее белье как источник эмоций и ощущений
- Дисциплинирование тела и эмоции
- Советский стыд
- Секс: скромность, невинность, неопытность
- Травма
- Репрезентации советского прошлого в коллективной памяти
Заключение
Вам также может быть интересно:
«Здесь были мы»: выставка аспирантов Вышки в «ГЭС-2»
Проект «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005» рассказывает о влиянии художественной среды на формирование российской модной индустрии. Он сложился благодаря исследованию «Архив российской моды», которое проводят сокураторы выставки Людмила Алябьева и Светлана Сальникова на базе аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ. Также в проекте примут участие куратор направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Мария Смирнова и руководитель направления Анзор Канкулов.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
«Сохрани мою вещь навсегда»: фэшн-показ Школы дизайна ВШЭ на Винзаводе
24 апреля в центре современного искусства Винзавод пройдет ежегодный фэшн-показ, подготовленный третьекурсниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. На этот раз студенты направления «Мода» покажут коллекцию, которая получила название «Сохрани мою вещь навсегда» и построена на концепции архива.
Школа дизайна ВШЭ проводит HSE FASHION DAYS в Москве и Петербурге
С февраля по апрель в двух крупнейших российских городах проходит масштабный цикл лекций, паблик-токов и воркшопов от дизайнеров, стилистов и фэшн-журналистов, посвященный устройству современной модной индустрии. Профильное образование, продвижение бренда, дизайн одежды — лишь немногие из тем, в которые погрузятся гости. Проект реализуется при поддержке Института развития индустрии моды Beinopen.
FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ
Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.
«Задача наших выпускников — показать себя как дизайнера»
В середине июля в Школе дизайна НИУ ВШЭ прошел финальный модный показ выпускников бакалавриата и магистратуры профилей «Дизайн одежды» и «Создание фэшн-бренда». Гости увидели 20 коллекций молодых дизайнеров, каждый из которых размышляет на волнующую тему, создавая самые необычные образы из тканей.
«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»
16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.
Вышка начинает исследование в Доме культуры «ГЭС-2»
Объединение ученых MendiT Research Lab, созданное на базе аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, с 5 июня на месяц станет резидентом Дома культуры «ГЭС-2». Исследователи познакомят городское сообщество с лабораторией и вместе с горожанами будут изучать практики починки одежды. Каково это — находиться в поиске метода и объекта исследования, участницы лаборатории рассказали порталу ВШЭ.
«Будущее цифровой моды — в дополненной реальности»
В рамках проекта факультета коммуникаций, медиа и дизайна Вышки «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации» студенты и сотрудники Школы дизайна НИУ ВШЭ провели виртуальный показ космической моды будущего «Небесные тела» (Cosmic bodies). Над виртуальным шоу работали студенты магистерской программы «Мода» Анастасия Козлова и Вадим Хуснутдинов под кураторством преподавателя Школы дизайна Валерии Тухановой.
Идеи новых границ: студенты Школы дизайна Вышки приняли участие в Mercedes-Benz Fashion Week Russia
23 апреля в Музее Москвы учащиеся направления «Мода» провели показ HARD 009: NEW BORDERS на весенней сессии MBFW Russia. Эмоции участников, оценки кураторов и фоторепортаж с самыми яркими моментами модного события – в материале новостной службы портала.