«Онлайн-обучение — нечто новое, меняющее меня и мир»
Старший преподаватель социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ — Пермь Виталий Мингалев в профессии почти 20 лет, работал в разных вузах города, школах, лицее и в сфере дополнительного образования. Но полный переход на онлайн-формат в условиях карантина стал для Виталия Викторовича новым опытом в преподавании. О личных практиках дистанта он рассказал новостной службе портала.
О профессии и опыте онлайн-преподавания
С пермской Вышкой меня свела судьба в 2013 году: с этого времени я веду здесь курсы по истории и археологии. Преподавать дистанционно на постоянной основе я, как и все коллеги, начал с введением режима самоизоляции. Но и до пандемии мы активно использовали онлайн-технологии: консультации студентов по курсовым работам и проектам, лекции для учителей и занятия со школьниками зачастую проводились в Skype, MS Teams и Webinar.ru. Тем не менее, полный переход в онлайн был для меня новым опытом. В этом и суть: раньше мы воспринимали онлайн-обучение как нечто дополнительное к главному — офлайн-образованию.
Когда ты преподаешь по одной схеме много лет, сложно модернизироваться, даже если ты сам являешься рупором онлайн-образования
Я часто выступал и рассказывал, какие есть классные образовательные сервисы, сайты с Open access и как можно модернизировать проведение занятий, но буду честен — сам вел себя как традиционалист: использовал «раздатки» в виде листочков с заданиями, предпочитал аудиторные лекции с презентацией.
О достоинствах и недостатках дистанционного формата
Я в восторге от онлайн-обучения! Это нечто новое, меняющее меня и мир. Главный плюс дистанта — учащиеся стали более раскрепощенными, чаще задают вопросы. Я всегда говорю, что лучше студент без тетради, но с тысячей вопросов, чем студент с толстой тетрадью, круглыми глазами и одним вопросом: «А можете повторить?» Кроме того, при переходе на онлайн-формат студенты стали прилежнее учиться. Многие говорят, что время, которое они тратили на переезды от дома до Вышки и обратно, теперь можно перераспределить более рационально. Из года в год я слышал и читал, что обучение у каждого человека идет в своем режиме, при этом образование не сильно менялось.
Онлайн-технологии позволяют студенту самому выстроить свой трек обучения
Кто-то лучше учится ночью — он может в условиях асинхрона или записи синхронного занятия учиться ночью или поздним вечером. Согласитесь, сложно представить ночные лекции для студентов в офлайне.
Многие воспринимают лекцию с первого раза. Другим надо два-три раза повторить некоторые моменты, чтобы они поняли. Скорость обучения у всех разная — и тут онлайн опять дает сто очков вперед офлайну. Есть замечательные студенты-исследователи. Они, услышав какую-то мысль, начинают ее препарировать, им надо посмотреть что-то в сети, проверить свою мысль. В аудитории, слушая лекцию или выполняя семинарское задание, они бы отвлеклись и вернулись к лектору через 30 минут, потеряв ход мыслей и не выполнив какую-то задачу. Сейчас эта проблема решена. Также в онлайне можно быстро ответить на фразу студента «Я этого не могу найти»: я скидываю ссылку на нужный материал в сети — все, дискуссия закончилась. Можно еще долго перечислять плюсы дистанционного формата, их реально много!
Теперь про минусы, точнее про сложности онлайн-обучения и необходимость переосмысления многого.
Во-первых, мне и студентам не хватает «живого» общения, личных встреч (мы восполняем это общением в чатах). Режим самоизоляции нанес сильный удар по деятельности студенческих клубов. На мой взгляд, многие из них были важной частью образовательной системы в Вышке. Перевести их в онлайн значит потерять саму идею студенческого клуба, поскольку это место встречи ребят, объединенных общими интересами.
Во-вторых, в онлайне мотивирование на обучение становится важной задачей, но она во многом ложится на плечи студента. Дома больше отвлекающих факторов, и вопрос о тайм-менеджменте становится весьма важным.
В-третьих, мне кажется, сложно выстраивать социальные отношения в новых условиях, особенно если до этого они были заложником отдельных социальных институтов: друзья в садике, школьные и студенческие друзья. Но это не значит, что социальное общение «лицом к лицу» исчезнет — оно просто станет более социальным и менее институциональным.
Хочу отметить, я рассуждаю как гуманитарий. Для обучения в естественных, медицинских областях и сфере технических наук онлайн на современном уровне развития технологий очень сложен, и многие предметы вести просто невозможно. Я думаю, что использование компьютерных симуляторов и моделирования может существенно изменить преподавание даже естественных или медицинских наук. Ну, и конечно, для некоторых форм проектной деятельности и учебных практик онлайн в принципе невозможен.
Самое главное — новый формат толкает преподавателей искать иные возможности и формы преподавания. Где-то это приведет к комбинированию разных форм обучения, а где-то — к замене более жизнеспособной.
Об используемых ресурсах
Я выбрал самые понятные для меня и моих студентов платформы — Skype и LMS. Для работы со школьниками выбор пал на платформу «Российская электронная школа» (РЭШ). Открытые лекции я провожу при помощи Webinar.ru. Опыт общения с коллегами привел меня к мысли, что к началу карантина мир онлайна оказался настолько подготовленным к данной форме обучения, что каждый смог выбрать наиболее удобную для него платформу и форму преподавания. Интернет был готов к новой реальности лучше, чем люди. Наверное, в дальнейшем конкуренция среди большого разнообразия платформ приведет к выделению лидеров, но пока мы находимся в условиях своеобразного «дикого рынка», где потребитель сам выбирает.
Об образовании после пандемии
Я уверен, что в моем преподавании многое изменится. В какой степени я смогу вернуться в аудиторию, покажет время, но степень онлайна, несомненно, вырастет.
Надеюсь, что вся система высшего и среднего образования кардинально изменится. Слово «надеюсь» в этой фразе — самое главное. Данная встряска российской и мировой системе образования требовалась давно. Очень жаль, что она произошла в неприятных условиях и вызвана необходимостью самоизоляции. После выхода из режима самоизоляции сложно будет отменить факт успешного ведения занятий в онлайн-режиме. Как забыть, что возможен и другой вид обучения? Среди платформ появятся более гибкие и популярные, другие станут аутсайдерами. Думаю, тесты и задания на листочках уйдут в прошлое. С развитием искусственного интеллекта в области образования все больше проверок отойдет на откуп компьютера.
Роль учителя и преподавателя в системе обучения, хоть и изменится, но не исчезнет — наоборот, она станет более значимой
Но рынок услуг репетиторства сократится. В нашем обществе образование должно вернуть себе статус ценности, а не данности. Если вопрос о получении образования будет зависеть от самоорганизации и внутренней мотивации, а не от частоты посещения образовательного учреждения, вероятно, это произойдет.
Я не сторонник полного перехода в онлайн, но я уверен, что создание гибкой гибридной системы обучения — это будущее нашего образования, если оно желает идти в ногу со временем.