«Вышка – бренд, который повышает репутационный уровень нашей школы»
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», профессор-исследователь Высшей школы экономики рассказал новостной службе портала о новом в работе школы «Учи ученого» – совместном проекте факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ и журнала.
Как сделать богаче палитру авторов
Школе авторов журнала «Россия в глобальной политике» исполнилось пять лет. Нашими партнерами стали Высшая школа экономики, собственно факультет мировой экономики и мировой политики, а также Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. Университет предоставил нам возможность работать на своей территории, участие Фонда Горчакова позволяет финансировать приезд иногородних участников.
В традиционных терминах нашу школу можно назвать курсами повышения квалификации. Идея возникла, когда начало складываться впечатление, что мы несколько зациклились на одном круге тем и авторов журнала – и то, и другое надо расширять. Мир становится все более сложным, его восприятие у людей разных специальностей, взглядов, возрастов различается. Поэтому надо делать более богатой палитру потенциальных авторов, давать им представление, что может потребоваться тематически и жанрово.
Школа авторов «Учи ученого» создана в 2016 году, ее учредители – журнал «Россия в глобальной политике» и НИУ ВШЭ. Здесь учат молодых экспертов в области международных отношений профессионально писать тексты в разных жанрах.
Большая часть мастер-классов и практических занятий проходит на базе факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Программа курса разработана по принципу «1+1» – 1 мастер-класс от эксперта по одному из направлений подготовки + 1 практическое занятие, где ученики используют полученную теоретическую информацию для написания текстов разных жанров.
Мы обращаемся к аспирантам, молодым ученым, журналистам, молодым специалистам, которые хотели бы углубить свои знания. Информация распространяется через наши собственные каналы коммуникации, а также напрямую через университеты, где есть профильные международные направления. Участники должны написать короткие, на три страницы, эссе, на основании оценки которых отбираем 20 человек. Каждый год выбираем новую тему, отражающую актуальную повестку. В прошлом году это была военно-политическая аналитика, до этого – поворот России на Восток.
Что обратило вспять глобализацию
Тема нынешнего года – «Аналитика в условиях кризисных ситуаций». Пандемия усугубила проявившиеся в последние годы кризисы, катализировала общий дисбаланс в международной системе. Эрозия правил и институтов началась давно, но сейчас она проявилась очень ярко. Так, пандемия обострила кризис глобализации, которая считалась совершенно необратимой. Но оказалось, что она очень даже может быть обращена вспять в течение нескольких недель.
Эти новые условия создают новые обстоятельства, нужны новые подходы к анализу столь нестабильной среды. Нам представляется важным говорить с нашими слушателями о том, что меняется и о том, что неизменно в международной политической сфере. Темы определяют подбор специалистов, которые работают с нашими слушателями, это международники, политические и экономические аналитики, ведущие журналисты.
Раскрыть тему так, чтобы анализ получил прикладную ценность
Среди преподавателей школы немало сотрудников факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Вышка – бренд, который повышает репутационный уровень нашей школы. Мы активно привлекаем, в частности, научного руководителя Центра комплексных европейских и мировых исследований НИУ ВШЭ (ЦКЕМИ) Тимофея Бордачева, обладающего исключительным опытом в сфере аналитической работы. Василий Кашин, старший научный сотрудник ЦКЕМИ, читает лекции и ведет семинары по проблемам, связанным с Китаем и военно-техническим вопросам, Дмитрий Суслов, заместитель директора ЦКЕМИ, по американским сюжетам. Семинары ведут и другие сотрудники Высшей школы экономики. Мы учим раскрывать тему так, чтобы анализ был понятен всем потенциально заинтересованным и ценен в прикладном смысле, например, для клиентов в корпоративной или государственной сфере. Число выпускников школы «Учи ученого» за эти годы приблизилось к сотне, это не только Москва и Санкт-Петербург, но и другие города – от Сыктывкара до Владивостока. Теперь мы хотим начать привлекать интересующихся из стран ЕАЭС. Те, кто закончил нашу школу, имели возможность стажироваться в госорганах – аппарате правительства России, МИД. Ну и, конечно, все выпускники – желанные авторы журнала.
Курс каждого года предполагает сочетание лекций и семинарских занятий, это пять полноценных лекций и пять семинаров. Мы надеемся на очное участие, но сейчас перспективы, конечно, неясны. Новый курс начнется в феврале, поэтому, вероятнее всего, как минимум, первые занятия будут онлайн. Прошлый сезон мы начали «живьем», но потом по понятным причинам перешли к дистанционным занятиям. И нам важно сотрудничество с ВШЭ, которое позволяет использовать ее инфраструктуру и коммуникации.
В целом, мы очень удовлетворены уровнем интереса к курсам, он показывает, насколько востребована качественная аналитика и стремление по-настоящему понять, что происходит в мире.