Институт образования ВШЭ делает ставку на сетевые магистерские программы
В новом учебном году при участии ВШЭ запущены две сетевые магистерские программы. Первая реализуется Псковским госуниверситетом при методической и содержательной поддержке Института образования, ее студенты — будущие учителя школ Псковской области. Вторая программа — совместный проект Института образования и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», здесь учатся действующие учителя из разных регионов, использующие в своей работе цифровую платформу для школы «СберКласс».
Москва — Псков
Очная магистерская программа, открывшаяся в Псковском университете, — «Педагогическая деятельность в условиях изменений»; ее сетевой партнер в Вышке — «Педагогическое образование». На обеих программах студенты составляют междисциплинарную группу — преподают разные школьные предметы. Они вместе осваивают инновационные технологии в образовании и проводят исследования.
По сути программа «Педагогическое образование» является моделью для построения системы подготовки и переподготовки учителей на магистерском уровне в классическом университете. Псковский университет взял на себя смелость адаптировать эту модель в условиях Северо-Западного региона. Освоение модели предполагает не только обучение студентов с участием коллег из ВШЭ, но и совместную разработку программы, методические семинары, мастерские и повышение квалификации.
Основные дисциплины, которые предстоит изучить псковским студентам, — «Лучшие практики общего образования в России и за рубежом», «Педагогический дизайн», «Возрастная психология и развитие человека», «Индивидуальные образовательные траектории», «Практическая педагогика».
Мария Лытаева, доцент Института образования ВШЭ
Благодаря магистерской программе «Педагогическая деятельность в условиях изменений» школы Псковской области вскоре получат новых учителей, которые владеют всеми современными подходами и методиками, по-другому видят учебный процесс, способны его менять и взаимодействовать с учениками более эффективно. Выпускники программы смогут гибко реагировать на постоянные изменения, внедрять инновации, учить детей и учиться вместе с ними.
Надеюсь, наше сотрудничество продолжится, в том числе в части развития образования в Псковской области, а новые подходы к подготовке магистров будут распространяться и в других региональных университетах.
Галина Маслова, доцент Псковского государственного университета, соруководитель магистерской программы «Педагогическая деятельность в условиях изменений»
Педагогическое образование — это сфера деятельности, которая постоянно реформируется, а учитель — профессия, требования к которой неуклонно растут. С учетом происходящих изменений он должен уметь не только эффективно помогать каждому ученику выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, но и одновременно развиваться сам. Эти и другие компетенции мы начинаем формировать у студентов новой магистерской программы, стартовавшей в этом учебном году.
Программа реализуется совместно с НИУ ВШЭ — передовым университетом, где работают научно-педагогические кадры высочайшего уровня. Мы надеемся, что сотрудничество обогатит преподавателей нашего университета новыми смыслами, а студенты образовательной программы познакомятся с передовыми практиками и приобретут незаменимый опыт общения с лучшими педагогами страны.
ВШЭ — Сбер
Еще одна новая сетевая магистерская программа разработана совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Она реализуется очно и в то же время полностью онлайн, в ее основе — также модель программы «Педагогическое образование».
К учебе приступили 44 действующих учителя из разных регионов страны, которые работают на цифровой платформе для школы «СберКласс» и развивают персонализированное обучение. Единая исследовательская повестка и единая рамка проведения практики на платформе «СберКласс» сформированы Институтом образования совместно с Московским городским педагогическим университетом и СПбГУ.
Для студентов спроектирована специальная траектория программы «Педагогическое образование» с учетом того, что они являются опытными учителями. Все дисциплины ориентированы на то, чтобы заложить теоретическую основу персонализированного обучения и научить использовать современные образовательные технологии для его реализации на практике. Много внимания уделяется подготовке учителей как исследователей, обмену опытом.
Основной принцип этой программы заключается в том, что эффективное обучение лучше всего удается организовать в той же среде, в которой слушатель работает. В программе много инноваций. В частности, впервые подготовка выпускных квалификационных работ планируется в парах и группах.
Мария Лытаева, доцент Института образования ВШЭ
Платформа «СберКласс» неуклонно набирает популярность, предоставляя большие возможности для персонализированного обучения. Цель сетевой магистерской программы заключается не только в повышении профессионального уровня действующих педагогов, но и в том, чтобы через исследования в рамках программы улучшалась и совершенствовалась сама платформа и, безусловно, чтобы наши выпускники мультиплицировали свой опыт работы на платформе и распространяли лучшие практики.
Благодаря программе будет формироваться сообщество учителей, которые умеют не только внедрять образовательные инновации, но и рефлексировать их, видеть проблемы, формулировать исследовательские вопросы и сознательно подходить к оцениванию эффектов своей деятельности.
Татьяна Хавенсон, директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ
Стратегия развития Института образования ВШЭ предусматривает диверсификацию магистерского обучения. С одной стороны, мы продолжаем готовить кадры по семи очным и очно-заочным магистерским программам, с другой — начинаем создавать сетевые разновидности этих программ вместе с корпорациями и другими университетами. Институт открыт к сотрудничеству, и число сетевых магистратур будет расти.
Кроме того, мы делаем ставку на развитие разных форм обучения, предлагая разным аудиториям слушателей целевые треки. Это могут быть программы дополнительного образования, отдельные онлайн-курсы, наборы курсов, завершающиеся получением микростепеней, и так далее. Такой подход позволяет усилить индивидуализацию обучения, обеспечить гибкость в получении образования и расширить потенциальную аудиторию наших программ.
Хавенсон Татьяна Евгеньевна