Бизнес в России делать можно, даже в кризис
6 ноября Международный институт управления и бизнеса НИУ ВШЭ провел в рамках программы «Master in European Business» открытый мастер-класс одного из руководителей шоколадного сегмента Марс в СНГ Петера Кнауэра «Как делать бизнес в России».
Программа «Master in European Business» реализуется совместно Международным институтом управления и бизнеса НИУ ВШЭ и европейской бизнес-школой ESCP Europe. Создание программы в ВШЭ было инициировано Центром по сотрудничеству с Францией, Канадой и франкоязычными странами Европы ВШЭ. Напомним, что в 2013 году Высшая школа экономики отмечает двадцатилетие своего сотрудничества с французскими университетами, общественными и правительственными организациями. За 20 лет партнерами ВШЭ в научной и образовательной сфере стали в общей сложности около тридцати университетов, институтов и исследовательских центров из Франции и других франкоговорящих стран. Специально к этой дате на портале создан сайт, а Французский центр ВШЭ подготовил буклет «20 лет партнерства».
Петер Кнауэр |
Компания создавалась очень быстро. Ее дизайнерам удалось всего за месяц решить три ключевые задачи: создать дизайн бренда, упаковки («каждую упаковку старались превратить в произведение искусства») и промоушн-материалов, при этом в качестве основы использовалась стилистика оформления алкоголя и сигар класса «люкс», а знаменитые «окна» (прозрачные вставки в коробке) появились только в 2000 году.
«А. Коркунов» формировался в 1997-1998 годах, в условиях кризиса, что оказалось идеальным временем для возникновения нового бренда премиум-класса, поскольку многие иностранные компании обанкротились и покинули рынок, оставив на нем только немногочисленные советские и дешевые импортные товары низкого качества. Во многом благодаря этому обстоятельству был выработан основной принцип компании «А. Коркунов» — принципиально высокое качество продукции. Второй «фирменной особенностью» стала «потенциально популярная» рецептура — компания старалась не экспериментировать и использовать традиционно российские, «классические» вкусы, близкие к тем, что потребителям знакомы с детства. Таким образом потребителям был обеспечен «безопасный выбор», что оказалось принципиально важным, учитывая, что выбранные формы «подачи» товара — шоколадные конфеты в коробках и плитки — позиционировались для использования преимущественно в качестве подарков.
Кнауэр уверен, что на одном и том же сегменте рынка специфика конкретного товара и его оформления играет ключевую роль. Скажем, практически одинаковая по консистенции продукция «Марс» и «А. Коркунов» «всего лишь» отличается по форме — но это влечет очень заметные различия в подходах к продвижению товара.
Вопрос «Как делать бизнес в России?», несомненно, имеет далеко не один правильный ответ. Но на вопрос «А стоит ли вообще делать бизнес в России?» следует дать однозначно положительный ответ, уверен Петер Кнауэр.
«Шоколадный батончик можно уронить на пол, стоя у кассы в супермаркете, и он не утратит своих потребительских свойств. Шоколадная плитка или подарочная коробка вкусовых свойств также не утратит — но едва ли вы сможете ее кому-либо подарить, значит, товар теряет значительную часть своей ценности, — отметил Петер Кнауэр. — И вы вряд ли «импульсивно» захватите с собой коробку конфет, стоя у кассы, как это чаще всего происходит с шоколадными батончиками. Таким образом, всего одно отличие делает товары практически абсолютно разными».
Еще одно следствие различия формы товара — сезонность продаж. Так, 70 % продукции «А. Коркунов» приобретается для подарков, поэтому 40-50 % товара продается в период новогодних праздников, следовательно, для товаров «А. Коркунов» нельзя использовать ту же систему распространения и маркетинга, что и для батончиков «Марс».
При этом в связи со спецификой товара, наметились также и определенные различия в корпоративной политике: «Марс» — бренд глобальный, в котором особенно ценится корпоративная лояльность, принципы демократизма и дискуссионности принятия решений, в «А. Коркунове» же корпоративная культура основана на лидерстве, иерархичности и неформальности принятия решений.
Таким образом, вопрос «Как делать бизнес в России?», несомненно, имеет далеко не один правильный ответ. Но на вопрос «А стоит ли вообще делать бизнес в России?» следует дать однозначно положительный ответ, уверен Петер Кнауэр.
Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
Немецких студентов учат работать в российских условиях
С 30 марта по 3 апреля 50 немецких студентов приняли участие в очной сессии программы «Бизнес в России», проводимой ВШЭ совместно с Германской службой академических обменов (DAAD) и Российско-германской внешнеторговой палатой с 2012 года. В рамках этой программы студенты проходят шестимесячную стажировку в представительствах немецких компаний в России и готовят групповые проекты.
Принцип «я начальник — ты дурак» мешает успешному бизнесу
В Международном институте управления и бизнеса ВШЭ прошел мастер-класс Петера Кнауэра — члена правления сегмента «Шоколад» в России и СНГ компании MARS. Кнауэр более двадцати лет проработал в Центральной и Восточной Европе, специализируясь на шоколадном бизнесе. Он поделился с новостной службой ВШЭ своим взглядом на бизнес в России.
Начинающих бизнесменов поддерживают друзья и соцсети
Чем большим индивидуальным социальным капиталом обладает человек, тем проще ему открыть собственный бизнес. Помощь ему оказывают друзья, а также знакомые в социальных сетях. Общество негативно относится к бизнесменам, семья часто ничем помочь не может. Исследование ведущего научного сотрудника Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований ВШЭ Александра Татарко «Индивидуальный социальный капитал как фактор успеха в открытии нового бизнеса».
Нужна не только правильная макроэкономическая политика
В опубликованном 22 января рейтинге лучших государств для ведения бизнеса по версии Bloomberg Россия заняла 43 место, поднявшись за последний год на 13 позиций. Результаты рейтинга комментирует заведующий кафедрой мировой политики ВШЭ Максим Братерский.
Обратим внимание на «Р» в аббревиатуре «БРИКС»
19 и 20 сентября в «Сколково» и Высшей школе экономики проходила конференция Академии международного бизнеса. Эксперты и практики обсуждали, с какими проблемами сталкивается бизнес в России и на других развивающихся рынках.
Немецкий консалтинг a la Russe
17 апреля в Высшей школе экономики прошла встреча с генеральным директором немецкой консалтинговой компании «Rufil consulting» Филиппом Рове, который рассказал о своем видении особенностей ведения бизнеса в России.
Бизнес России: защита прав от правоохранителей
25 октября в Высшей школе экономики прошел семинар Евгения Ясина из цикла «Экономическая политика в условиях переходного периода». В этот раз встреча была посвящена теме «Перспективы экономического роста и предпринимательский климат в России».
«Это позволит ВШЭ развивать кооперацию с Всемирным банком»
11 апреля стартовал совместный проект Всемирного банка и Высшей школы экономики «Doing Business in Russia», посвященный сравнению механизмов регулирования и условий ведения бизнеса между разными странами мира, а также между крупными городами в конкретных странах. О планах реализации проекта в регионах России рассказывает руководитель российской команды проекта, директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев.