• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дети в интернете: все будет хорошо?

12 марта состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «О состоянии и новых возможностях развития медиасреды подрастающего поколения России» выступили Владимир Грамматиков, креативный продюсер «Уолт Дисней Компани СНГ» и Сергей Цымбаленко, вице-президент Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», президент творческого объединения ЮНПРЕСС.

Представленное участникам семинара исследование информационного пространства российских подростков проводилось в 2012 году уже третий раз (предыдущие циклы были в 1987 и 1995 годах). Сергей Цымбаленко решил начать семинар сразу с главного вывода исследования: 93 процента молодых людей в возрасте от 10 до 17 лет независимо от того, где они живут, в поселке или мегаполисе, каждый день выходят в интернет. В отличие от взрослых россиян, из которых, по данным исследовательской группы ЦИРКОН, каждый день открывают браузер лишь 37 процентов.

 

Смешение реальностей

Молодое поколение нашей страны существенно отличается от своих родителей. И дело не только в количестве интернет-пользователей. Сегодняшние дети в принципе очень рано открывают для себя мир цифровых технологий. Они осваивают интернет раньше, чем грамотность, и это определенным образом сказывается на их мировоззрении — вероятно, оно становится более визуально-направленным. В то же время «средний» ребенок растет не только в мультимедийной, но и в социальной среде. Бабушки и дедушки современного подростка являются носителями другой культуры, письменно-книжной, они воспринимают мир совсем иначе. Смешение культур может влиять на ребенка двояко. Он может отрицать культуру своих бабушек и дедушек как архаичную, а может вырасти открытым к диалогу с представителями разных культур.

Интернет сегодня — неотъемлемая часть жизни подростков, продолжение их повседневной деятельности и социальной активности. Однако речь не идет о том, что интернет «уводит» детей от общения. На вопрос исследования: «Чем чаще всего ты занимаешься в свободное время?» — почти 70 процентов детей отвечают, что они проводят время с друзьями. Это больше, чем просмотр телевизора и компьютерные игры. Другое дело, что дети сегодня не разделяют свою среду на реальную и виртуальную. Они переходят из одной реальности в другую, договариваясь, например, онлайн, вместе погулять, а после снова обсуждают последние события в интернете.

Помимо средства общения, интернет (и прежде всего социальные сети) стал для подростков главным источником информации. 71 процент опрошенных в ходе исследования подростков «добывают» всю нужную для себя информацию именно в интернете. Информация становится для них релевантной зачастую лишь после совместного ее обсуждения в сети со сверстниками или важными для них взрослыми. К примеру, на уроках в школе и от учителей информацию получают 52 процента опрошенных, а из газет и журналов всего 26 процентов.

Таким образом, подрастающее поколение живет в новой культурно-коммуникационной эре. По мнению докладчика, такие слова, как ноосфера, коллективное сознание, информационное общество — это не просто абстрактные понятия, это реалии жизни современного подростка.

 

Старые угрозы и новые идолы

А как же угрозы, которые несет с собой интернет? Ведь в сети дети сталкиваются все с теми же опасностями, что и в реальном мире, просто в другой форме. Однако здесь, по результатам исследования, у наших ребят все хорошо. К примеру, только два процента опрошенных интересуются в интернете вопросами секса. Большинство же ребят используют сеть ради своих увлечений, узнают о жизни друзей и знакомых, интересуются спортом, решают учебные проблемы.

И все же в нашей стране риторика вокруг интернета сконцентрирована большей частью на защите детей от угроз. «То как в нашем обществе оценивают отношения детей и интернета, больше всего похожу на панику. Панику поколения другой культуры, которое само боится интернета и переносит свои страхи на подрастающее поколение», — отметил докладчик. Даже законы, принимаемые на государственном уровне, пропитаны этой атмосферой негатива в отношении сети. Такое положение дел необходимо менять. Усилия общества и государства стоит сосредоточить на повышении культуры взаимодействия подростков с интернетом.

Еще один интересный факт, которое выявило исследование, касается подростковых «идолов». Оказывается, в среде российской молодежи известные политические фигуры и «звезды» эстрады сильно «потеряли в весе». Более интересными и востребованными для «интернетного» поколения оказываются в принципе любые люди, если они являются носителями новых идей. Это так называемые «медиалидеры». И если представители культуры, науки и спорта не упустят свой шанс, они с помощью интернета смогут достучаться до подростков, поделиться своими идеями, стать для них «медиалидерами». При правильном использовании этого канала он может быть колоссальным образовательным ресурсом.

Школа не должна закрывать глаза на происходящие изменения. Обычный учитель со своими уроками не может конкурировать, например, с гуляющими по сети обучающими роликами каких-то известных людей, с научно-популярным интернет-контентом и всеми возможностями обучения и творчества, которые дает сеть. «Учитель должен стать проводником ребенка, тем, кто поможет ему жить и осваиваться в новом информационном мире», — считает Сергей Цымбаленко.

 

Интернет для творчества

О возможностях интернета для образования и развития детского творчества рассказал креативный продюсер «Уолт Дисней Компани СНГ» Владимир Грамматиков. В свое время, будучи президентом международного Детского кинофестиваля в «Артеке», а затем руководителем Фестиваля визуальных искусств в «Орленке», он активно продвигал среди детей все лучшее, чтоб было в российском кино. Оказалось, что школьники не только не знали актеров и режиссеров, но в принципе не были знакомы с российским «большим» кинематографом. Затем, 8 лет назад, было решено создать Форум «Бумеранг», где собираются дети, чтобы самостоятельно снимать кино и делать телепрограммы.

Организаторы в течение года ездят по всей России, смотрят различные фестивали детского кино и отбирают лучших из лучших для участия в форуме. В течение 24 дней в августе и сентябре дети общаются, смотрят и оценивают созданные ими фильмы. Помимо этого, на форуме есть такой проект, когда дети сами снимают подростковый телесериал на заданную тему. В ходе проекта любая российская студия детского кино может сделать свои кинопробы и доказать, что их сценарий и актеры лучшие. Весь отснятый материал обсуждается всеми студиями-участниками, дети общаются, обмениваются мнениями, они увлечены творческим процессом. «Суть проекта в том, чтобы дети использовали интернет не для «приколов», а для творческого общения», — пояснил докладчик.

Завершая свое выступление, Владимир Грамматиков выразил готовность к диалогу с академическим сообществом и предложил участникам семинара совместно поразмышлять над проблемами детского творчества, образования и взаимодействия детей с интернетом.

 

Медиасреда: деликатные проблемы подростков

По мнению дискуссанта Татьяны Комиссаровой, декана Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, говорить о влиянии интернета на российских подростков в принципе неверно: «Интернет на детей не «влияет», интернет — это их среда обитания... Современные дети живут в другом пространстве, и подходить к изучению этого пространства с нашими замерами не совсем корректно». Проводить опросы уже недостаточно. Более правильным было бы исследовать детей внутри интернет-пространства, во взаимодействии с ним.

Второй дискуссант, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии, художественный руководитель проекта «Смешарики» Анатолий Прохоров отметил, что в нашей стране немало псевдоисследовательских «истерически-анархистских» работ, посвященных детям в интернете, и в этих работах проводится государственная политика «не пускать, запретить, разогнать». А представленное на семинаре исследование выдержано скорее в романтическом ключе, что все у нас будет хорошо, что мы движемся в светлое будущее коллективного интеллекта. Но эта позиция тоже неисследовательская… По данным авторов, всего два процента российских детей интересуются вопросами интимной жизни. Почему так мало? Возможно, такой результат объясняется спецификой формулировок исследования? Цитируя текст работы, дискуссант приводит пример: «Более 20 процентов респондентов решительно заявляют, что им не интересны темы, касающиеся секса, наркотиков, СПИДа и других негативных проявлений...». Очевидно, что такое объединение тематик говорит о специфике исследовательских установок.

Тигран Епоян, региональный советник Бюро ЮНЕСКО в Москве, согласился с дискуссантом, что любых подростков в их сложном возрасте больше всего интересуют вопросы общения, отношений и любви. А то, какие ответы они дают в разных опросах, зависит от особенностей самих опросов. Исследователи и эксперты должны ввести в виртуальную дискуссию подростков интересующие их темы, но максимально корректно подать информацию о том, как общаться безопасно, как сохранять свое здоровье, в том числе репродуктивное, и другие «трудные» темы. Интернет и социальные сети, пожалуй, единственное место, где это можно реализовать.

По словам Александра Шарикова, профессора департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» НИУ ВШЭ, основной проблемой подростков в современном медиапространстве является отсутствие внятной и последовательной государственной политики в данной сфере. Сегодня, кроме интернета, в нашей медиасреде почти нет площадок, где молодежи было бы комфортно. Мощное рекламное лобби вытеснило детские передачи, не говоря уж о подростковых, с центральных телеканалов, потому что они не дают больших рейтингов, а рекламу там ставить нельзя. Государство должно разработать целевую программу для решения этой проблемы.

Итоги семинара подвела директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина: «Я счастлива, что государственной политики в сфере взаимодействия детей и интернета нет. А иначе все бы «вытоптали», ничего хорошего вообще бы не проросло. Сейчас у нас есть шанс на совместную жизнь с нашими же детьми и внуками. Интернет — это то пространство, где мы реально можем жить и общаться с ними».

 

Алина Иванова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Почему мир не треугольный?»: в Вышке открылся «Университет детей»

Совместный проект Высшей школы экономики и Политехнического музея, стартовавший в сентябре, традиционно продлится до мая. На занятиях новостная служба портала вместе с юными студентами узнала, как пройти по канату и не упасть, какова природа мутаций и как устроен русский язык.

Свайп влево. Что подростки думают о полиции, чиновниках, родителях и учителях

Чиновники и полиция — явные антигерои, родители — скорее, положительные персонажи, а в категории «все сложно» одноклассники и учителя. Такими старшеклассники видят представителей значимых социальных групп, показал опрос 7 тысяч российских школьников от 14 до 18 лет.

Сыноцентризм

Посты родителей о детях в социальных сетях свидетельствуют о гендерном дисбалансе в обществе, показали в статье исследователи НИУ ВШЭ Елизавета Сивак и Иван Смирнов. Сыновья оказываются популярнее. Сообщения о них публикуются чаще и собирают больше лайков, чем посты о дочерях.

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. 

Другая жизнь

Стигматизация проблемных детей накладывает дополнительные трудности на их адаптацию к нормальной жизни. Специальные учебно-воспитательные учреждения стараются изменить мировосприятие подростков и способствовать их социальному росту. Однако далеко не всегда это удается. Какие факторы влияют на ресоциализацию детей с трудной судьбой, рассказала аспирантка Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ Ирина Лисовская.

Контрольные паблики

Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.

Чего боится ребенок в городе

Детские страхи, связанные с городскими объектами, замешаны на иррациональных представлениях и информации, получаемой от взрослых и из СМИ.

Подросток и книга в XXI веке

Есть ли место для миров Достоевского и Толстого в мультимедийном сознании современной молодежи, или все заняла Поттериана? Об этом спецпроект IQ.hse.ru.

Топ-15 настольных книг для молодых родителей

Ученые НИУ ВШЭ выяснили, какую литературу по уходу и воспитанию малышей читают современные родители.

Ой, всё: в свет вышел «Словарь языка интернета.ru»

Авторский коллектив лингвистов и культурологов под руководством профессора Школы филологии НИУ ВШЭ Максима Кронгауза выпустил «Словарь языка интернета.ru». В него вошли слова и выражения, которые отражают этапы развития русского языка в онлайн-пространстве примерно за десять лет. Авторы уверены, что словарь пригодится даже тем, кто далек от интернет-среды, но кому важно, как меняется современный русский язык.