Дворецкая Ирина Владимировна
- Научный сотрудник:Институт образования / Лаборатория цифровой трансформации образования
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 4 года.
Полномочия / обязанности
Проведение исследований по тематике цифровой трансформации образования, руководство исследовательскими и консалтинговыми проектами.
Возможные темы КР/ВКР, диссертаций и исследовательской работы в рамках проектов Лаборатории
Сейчас я работаю над использованием цифровых следов и нереактивных данных применительно к оценке трансформации общего образования в ходе освоения цифровых технологий. Эта тематика актуальна в свете необходимости сравнения разных образовательных организаций и разных систем образования между собой. Возможны следующие темы КР/ВКР и диссертаций или релевантные им:
1. Как оценить, происходит ли цифровая трансформация образования? (на примере отдельных индикаторов)
2. Построение и валидация индикаторов цифровой трансформации образования.
3. Как школы осваивают цифровые инструменты для использования в учебной работе?
Так же меня интересуют исследования, выполненные в методологии design-based research:
1. Какие возможности дают инструменты на базе ИИ в школьном образовании?
И исследования на стыке интеллектуального анализа данных в образовании и оценки освоения цифровых технологий в школе:
1. Выводы об учебной работе учащихся и учителей на основе моделей интеллектуального анализа данных в образовании
Образование, учёные степени
- 2022Кандидат наук: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- 2007
Магистратура: Российский университет дружбы народов, специальность «Прикладная математика и информатика», квалификация «Магистр прикладной математики и информатики»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
ноябрь 2023 - "Preparing a Manuscript for Publication", 16 hours, AWC HSE
C 2019 – The Sixth International Summer School "APPLIED PSYCHOMETRICS IN PSYCHOLOGY AND EDUCATION" 2019, Москва
июль 2019 – III International Summer School “Inequality of Educational Opportunities”, Москва
апрель-май 2019 – "Basics of writing an empirical research article", Центр академического письма, НИУ ВШЭ
Сентябрь-октябрь 2018 – академическая стажировка в Тринити Колледж(Дублин), Дублин, Ирландия
2018: ППК "Teach for HSE"
2017/2018: DT8115 "Learning in Technology Rich-Environments", Norwegian University of Science and Technology
14-18 мая 2018 года: Летняя школа "Technology-enhanced learning", Дуррес, Албания
2017 - Курс повышения квалификации "Writnig a Draft for Publication", Центр академического письма (НИУ ВШЭ, Москва).
14-15 июня 2017 года: Школа Анализа Данных Яндекса "Интенсив для преподавателей НИУ ВШЭ в рамках проекта Data Culture", Москва
2-7 июля 2017 года: International Summer School “Inequality of Educational Opportunities”, Москва
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Управление по данным в образовательных продуктах (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Управление по данным в образовательных продуктах (Маго-лего; 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Проекты
PIAAC, апробация в России, 2017
SELFIE, инструмент самооценивания школами использования цифровых технологий, консультант проекта в Росcии, c 7.2017 link
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук
Дворецкая И. В. Процессная оценка освоения цифровых технологий российскими школами
20241
20232
- Книга Водопьян Г. М., Дворецкая И. В., Уваров А. Ю. К построению многоаспектной модели процесса цифрового обновления общеобразовательной школы / Под общ. ред.: И. В. Дворецкая. М. : Общество с ограниченной ответственностью "Образование и Информатика", 2023.
- Статья Дворецкая И. В. Стратегические документы цифрового обновления школ. Опыт построения и проверки // Образовательная политика. 2023. № 4(96). С. 78-86. doi
20228
- Книга Amelina N., Dvoretskaya I., Olga Romanova, Savitsky K., Udayadas G., Uvarov A., Yang J., Zhuang R. Analytical Report on the Global Innovations and Monitoring of the Status of Smart Education. UNESCO IITE; HSE University; BNU, 2022.
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A., Kochak E. The Smart Education Progress Measurement: can Field Experts' Opinions Help?, in: Resilience and Future of Smart Learning: Proceedings of 2022 International Conference on Smart Learning Environments. Springer, 2022. P. 223-232. doi
- Книга Дворецкая И. В., Карлов И. А., Кочак Э., Савицкий К. Л. Измерение перехода школы к цифровой трансформации образования: опыт, трудности, результаты и возможности / Рук.: И. А. Карлов; науч. ред.: И. В. Дворецкая. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Статья Волкова Е. В., Дворецкая И. В., Кабардов М. К., Лобаскова М. М., Оржековский П. А., Солдатова Г. У., Твардовская А. А. Каким становится образование? // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2022. № 1(113). С. 23-36. doi
- Глава книги Савицкий К. Л., Дворецкая И. В. Онлайн и повышение педагогического мастерства учителей: что показывает мониторинг цифровой трансформации школ в 2020–2021 гг. // В кн.: eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022. С. 180-186. doi
- Глава книги Дворецкая И. В., Уваров А. Ю. Рамочная модель цифрового обновления общего образования и оценка использования ИКТ-поддержанных инновационных способов учебной работы // В кн.: Информационные технологии для Новой школы. Материалы XIII Всероссийской конференции с международным участием. ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2022. С. 20-32.
- Глава книги Дворецкая И. В., Савицкий К. Л. Условия для перехода к смарт-школе: интернет для учебной работы учащихся // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : материалы VI Международной науч. конф., г. Красноярск, 20–23 сентября 2022 г. : в 3 ч. Ч. 2. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. С. 196-200.
- Книга Горяйнова А. Р., Дворецкая И. В., Кочак Э., Мерцалова Т. А., Савицкий К. Л. Цифровое обновление российской школы. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022. doi
20215
- Книга Dvoretskaya I., Uvarov A., Романова О. Ю., Savitsky K. Global innovations of smart education. UNESCO, 2021. (в печати)
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A. Innovative ICT-supported teaching and the school’s digital renewal stages, in: Lecture Notes in Educational Technology Vol. 43: Science Education in Countries Along the Belt & Road. Singapore : Springer, 2021. (в печати)
- Глава книги Дворецкая И. В. МОДЕЛЬ DIGCOMPORG И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МНОГОАСПЕКТНОЙ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОГО ОБНОВЛЕНИЯ ШКОЛЫ // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Ч. 2. Сибирский федеральный университет, 2021. С. 484-487.
- Глава книги Уваров А. Ю., Вихрев В. В., Водопьян Г. М., Дворецкая И. В., Кочак Э., Савицкий К. Л. На пути к построению многоаспектной процессной модели цифрового обновления школы // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Ч. 2. Сибирский федеральный университет, 2021. С. 677-681.
- Статья Уваров А. Ю., Вихрев В. В., Водопьян Г. М., Дворецкая И. В., Кочак Э., Левин И. Школы в развивающейся цифровой среде: цифровое обновление и его зрелость // Информатика и образование. 2021. Т. 36. № 7. С. 5-28. doi
20207
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A. A combined methodology to assess innovative ICT-supported teaching methods based on quantitative data, in: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Т. 2. Красноярск : Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, 2020. P. 553-559.
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A. Make use of SELFIE data to generate targeted recommendations for school teams: two instruments, in: Proceedings of the 17th International Conference on Cognition and exploratory learning in the digital age (CELDA 2020). IADIS Press, 2020. P. 383-386.
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A. School Digital Transformation Assessment: from Numerical Representation to a Qualitative Multi-dimensional Analysis, in: Proceedings of the 4th International Conference on Informatization of Education and E-learning Methodology: Digital Technologies in Education (IEELM-DTE 2020) / Ed. by M. Noskov, A. Semenov, S. Grigoriev. Vol. 2770: Informatization of Education and E-learning Methodology: Digital Technologies in Education-2020. Krasnoyarsk : CEUR Workshop Proceedings, 2020. P. 16-27.
- Глава книги Дворецкая И. В., Уваров А. Ю., Вихрев В. В. Модели для описания изменений образовательных организаций в ходе их цифровой трансформации // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Т. 2. Красноярск : Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, 2020. С. 391-395.
- Книга Дворецкая И. В., Уваров А. Ю., Вихрев В. В. Модели обновления общего образования в развивающейся цифровой среде: Аннотированная библиография. Торус Пресс, 2020.
- Статья Уваров А. Ю., Дворецкая И. В. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ИННОВАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ПОДДЕРЖАННОЙ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, НА ОСНОВЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 66(2). С. 29-45.
- Книга Мерцалова Т. А., Дворецкая И. В. Российские школы через призму мониторинга цифровой трансформации образования (анализ различительных возможностей инструмента) Вып. 12(42). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
20195
- Статья Dvoretskaya I. On the Formation of a Common Vision of the Use of Information and Communication Technologies in the Classroom / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2019. Vol. 61. No. 2-3. P. 101-107. doi
- Книга Уваров А. Ю., Ван С., Кан Ц., Чжу С., Цзян С. «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае» / Отв. ред.: И. В. Дворецкая. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019. doi
- Глава книги Уваров А. Ю., Дворецкая И. В., Фрумин И. Д. Глава 4. Об основных направлениях работ по цифровой трансформации образования // В кн.: Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Рук.: А. Ю. Уваров; под общ. ред.: А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумин. М. : Государственный университет-Высшая школа экономики, 2019. Гл. 4. С. 239-282.
- Статья Дворецкая И. В. ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ (НА ДАННЫХ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ PIAAC) // Информационное общество. 2019. № 1-2. С. 75-81.
- Книга Уваров А. Ю., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Рук.: А. Ю. Уваров; под общ. ред.: А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумин. М. : Государственный университет-Высшая школа экономики, 2019.
20182
- Глава книги Dvoretskaya I. School digitalization from the teachers’ perspective in Russia, in: PROCEEDINGS OF THE 15th INTERNATIONAL CONFERENCE on COGNITION AND EXPLORATORY LEARNING IN THE DIGITAL AGE (CELDA 2018). , 2018. P. 367-370.
- Статья Дворецкая И. В. О сформированности общего видения на использование ИКТ в учебной работе в школе // Наука и школа. 2018. № 5. С. 127-132.
20171
Конференции
- 2020IX международная онлайн-конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (Онлайн). Доклад: Меняется ли оценка качества образования в ходе его цифровой трансформации?
- 2019XX апрельская международная научная конференция НИУ ВШЭ (Москва). Доклад: Perspectives of Sino-Russian AI in education cooperation for regional economic development: An overview
- 2018III Международная конференция "Интернет после глобальности" (Москва). Доклад: Что мы можем узнать при помощи нетнографии о российских учителях и как нетнография позволяет нам узнать немножко больше, чем хотелось бы?
- IADIS International Conference on Cognition and Exploratory Learning in Digital Age (CELDA 2018) (Будапешт). Доклад: School digitalization from the teachers’ perspective in Russia
- 2017eStars2017 (Москва). Доклад: Поддержка внедрения онлайн-обучения. ИКТ компетентность педагогов: дефициты и возможные пути преодоления
Гранты
РФФИ 19-29-14167. "Разработка многоаспектной модели процессов цифровой трансформации в общем образовании" - руководитель проекта
Опыт работы
Дворецкая Ирина, по первому образованию прикладной математик (РУДН), имею более 10 лет практического опыта реализации сложных проектов и продуктов в IT и digital в таких высокотехнологических компаниях, как Astrazeneca, Orange Business Services, Philip Morris, Lamoda. Затем я круто поменяла карьерный трек и занялась самым важным на свете- образованием. Исследователь и аспирант Института Образования НИУ ВШЭ, делаю диссертационное исследование на тему цифровизации школы, воплощаю свою мечту о том, чтобы как можно больше людей использовали цифровые технологии в соответствии с призванием и для раскрытия своего творческого потенциала.
Информация*
- Общий стаж: 17 лет
- Научно-педагогический стаж: 4 года
25-30 марта 2024 г. в Елизово состоялся очный модуль проекта социального воздействия в Камчатском крае
С 25 по 30 марта 2024 года в г. Елизово состоялся очный модуль проекта социального воздействия в Камчатском крае. В течение недели команда проекта работала с управленческими командами школ, параллельно на трёх площадках занимаясь с педагогами вопросами формирования правовой, финансовой и цифровой грамотностей, а также реализации проектной деятельности подростков.
Трансформации школы не хватает плана:
Более половины педагогов не знают о задачах цифровизации своих школ
Цифровые технологии все активнее проникают в школьное образование, но лишь каждая пятая российская школа может похвастаться наличием программы цифрового развития. Таковы результаты исследования Ирины Дворецкой из Лаборатории цифровой трансформации образования ВШЭ. А ведь именно такие "дорожные карты" помогают педагогам понять, как эффективно применять инновации в своей работе, говорит мировой опыт.
Отрицание, гнев, торг: как школа принимает «цифру»: теперь это можно измерить благодаря методике Ирины Дворецкой
Как оценивать ход и успешность (или неуспешность) цифровой трансформации школ? Подсчет техники, финансовых вложений и т.д. здесь не подходит — ход трансформации зависит в большей степени от людей, а не от материальных возможностей. Многочисленные концепции оценки, которые уже есть в образовании, не вполне годятся — считает Ирина Дворецкая, научный сотрудник Инобра, и предлагает собственный измерительный инструмент. Это стало темой ее кандидатской диссертации, только что защищенной в Вышке (научный руководитель Александр Уваров).
Куда приводит вай-фай
Пока большинство учится из дома, про «цифру» в самой школе вспоминают не так часто. Так ли важно, чем оборудованы классы и проведен ли wi-fi, если всё это почти не используют? Но рано или поздно все вернутся в школьное здание. Эксперты Инобра изучили, что происходит с цифровой средой школы, и сделали вывод – она меняется недостаточно быстро. Квалификацию директоров и учителей надо повышать по-другому, но главное – школе нужны помощь и ресурсы для цифровизации.
Как оценивать знания в эпоху covid?
В этом году у школы и вузов было много поводов для головной боли: со всеми понемногу разобрались, а одну из главных проблем решить так и не смогли. Экзамены. Как их проводить в чрезвычайной ситуации? Сейчас уже и забылось, что весной всерьез обсуждалась отмена ЕГЭ или его перенос в онлайн-формат. Обстановка позволила сдать ЕГЭ почти «как обычно», но принципиальных решений так и не нашли. Их поиск станет одной из главных тем конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования, которая пройдет онлайн 13-14 ноября.
«Это миф, что учителя получат большую нагрузку, начиная работать с электронным учебником»
В минувший вторник на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» были представлены результаты экспериментального исследования эффективности «цифровых» уроков, которое эксперты ИнОбра проводили вместе с «Яндекс.Учебником». Представляем яркие цитаты и презентацию докладчиков.
Exploring Ireland’s Best Practices in Digital Schooling
IOE doctoral student Irina Dvoretskaya, who has concentrated most of her research on topics of digital transformation in secondary education, has recently completed her PhD internship with the Centre for Research in IT in Education (CRITE) in Dublin, the Republic of Ireland. During her stay at CRITE, Irina was focused on exploring how Irish schools from various socioeconomic settings put to use the potential of modern ICT to make a difference in school-age learning & development.
Приручить «кельтского тигра»
Аспирантка Инобра Ирина Дворецкая изучила цифровизацию школ в Ирландии.
SELFIE: Helping Schools Go Digital
This January, Spain’s Seville, which is the capital of Andalusia and one of the country’s most picturesque localities, welcomed an expert workshop as part of the large-scale SELFIE school digital self-evaluation project. Irina Dvoretskaya, a researcher at the IOE Center for Educational Leadership, attended the event to discuss the results of SELFIE’s pilot stage in Russia and outline key areas for further developing and refining this new school assessment framework.
Цифровизация школы: сделай SELFIE
Стажер-исследователь Центра развития лидерства в образовании Ирина Дворецкая представила Институт образования НИУ ВШЭ на семинаре экспертов исследования SELFIE, который проходил в январе в Севилье (Испания). На семинаре обсуждались итоги пилотного исследования, выявлялись приоритетные направления для доработки инструмента.