«Качественные изменения никому не нужны»
1 июня состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ. С докладом «Негативная стабильность в российском высшем образовании» выступил и.о. проректора ГУ-ВШЭ, научный руководитель ИРО Исак Фрумин.
Эмпирическая база и происхождение названия
Рассказывая о тенденциях в российском высшем образовании, проректор опирался на результаты международного исследования «Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний», которое проводится под руководством профессора Университета Стэнфорда Мартина Карноя, российскую часть проекта возглавляет Исак Фрумин и директор по порталам ГУ-ВШЭ Мария Добрякова.
В 2009-2010 годах исследование проводилось по 26 российским техническим вузам в семи городах РФ и включало в себя анкетный опрос работающих выпускников, а также интервью с руководством высших учебных заведений (ректорами, проректорами, деканами), студентами выпускных курсов и работодателями.
Свое выступление И.Фрумин начал с объяснения названия доклада. Выражение «негативная стабильность» используется в политологии для обозначения ситуации, которую — в интересах всех участников — лучше бы не «тревожить». Аналогичный термин существует в авиастроении и обозначает состояние, в котором колебания приводят к разрушению.
В высшем техническом образовании в России, по мнению г-на Фрумина, сложилась ситуация, когда участники процесса: руководство вузов, преподаватели, студенты, выпускники, работодатели, — словом, никто не заинтересован ни в каких изменениях.
Все всем довольны
Несмотря на то, что интуитивно понятно, что ситуация с высшим техническим образованием у нас плачевная, эмпирические данные говорят о том, что все участники образовательного процесса в большей или меньшей степени довольны текущим положением вещей.
Выпускники удовлетворены качеством полученного образования — 87% опрошенных. Причем степень этой удовлетворенности практически не зависит от вуза, в котором образование было получено: довольны и выпускники знаменитого Московского физико-технического института (МФТИ), и выпускники любого провинциального вуза.
Администрация вузов в какой-то степени видит, что текущая ситуация не совпадает с идеальной. Все возмущаются плохим качеством абитуриентов и жалуются на нехватку финансирования, многие ругают ЕГЭ и переход на двухуровневую систему образования. Между тем если администрация и указывает на какие-то позитивные изменения, то они касаются расширения материально-технической базы вуза. В целом руководители вузов обычно считают, что с проблемами они справляются и у них все неплохо.
Можно было бы ожидать более критической оценки сложившейся ситуации от работодателей. Но и они, указывая на некоторое ухудшение подготовки выпускников технических вузов, в целом довольны теми, кто приходит к ним на работу. При этом работодатели предпочитают получать не «готовый продукт», а людей, которых можно быстро переучить. В связи с этим разговоры о привлечении работодателей к формированию образовательных стандартов могут казаться не совсем уместными.
Невовлеченность
Г-н Фрумин утверждает, что «качественные изменения в российском образовании не происходят по той причине, что они никому не нужны». То есть, конечно, неверно было бы говорить, что российское образование вообще не меняется. С одной стороны, за последние годы вузы в России трансформировались кардинально: изменилась система финансирования и ведомственная подчиненность, возросла академическая свобода. Но эти изменения не носят качественный характер. И.Фрумин предлагает рассматривать качественные изменения с точки зрения вовлеченности студентов в образовательный процесс. То есть важно не только оценить результат (полученные студентами компетенции), но и сам процесс (условия, в которых компетенции сформировались). Образовательный процесс, по словам И.Фрумина, не претерпел практически никаких изменений на фоне меняющейся экономики. Появилась потребность в новых компетенциях, но за этим не последовало возникновение новых форм вовлеченности студентов в образовательный процесс.
Г-н Фрумин полагает, что в российском высшем техническом образовании действует «договор о невовлеченности». «Одни делают вид, что учат, другие — что учатся».
Несмотря на всеобщую удовлетворенность, несложно найти подтверждение того, что ситуация в российском высшем техническом образовании вовсе не радужная.
Основываясь на результатах исследования «ЕГЭ и прием в вузы: средний балл абитуриентов, поступивших в московские вузы по результатам ЕГЭ в 2009 г.» под руководством М.Добряковой, г-н Фрумин заметил, что качество абитуриентов технических вузов оставляет желать лучшего. На фоне благополучной картины МФТИ, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова,Московского инженерно-физического института (МИФИ) и Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Н.Э.Баумана, остальные технические вузы явно принимают второсортных выпускников школ. Средний балл ЕГЭ меньше пятидесяти (то есть тройка по пятибалльной системе) — обычное дело для поступающих и, что еще более плачевно, зачисленных в большинство технических вузов.
На фоне удовлетворенности своим образованием студенты старших курсов считают, что многие навыки за время обучения в вузе у них ухудшились или в лучшем случае не изменились. В первую очередь это касается коммуникационных навыков: навыков письменной и устной речи, владения иностранными языками.
И здесь можно наблюдать интересную нестыковку. Потребность в подобного рода компетенциях у работодателей как раз возросла. От инженера все чаще ожидают умения руководить проектами, что предполагает наличие навыков общения с подчиненными и заказчиками.
Удручает консервативность форм обучения и контроля знаний. Лекции по-прежнему остаются основной формой обучения. А вот участвуют в реальных проектах и разработках, обсуждают что-то в малых группах единицы студентов технических вузов: 93% опрошенных ответили, что во время обучения часто используются лекции, и лишь 12% респондентов указали на то, что проектная работа в небольших группах — частая форма обучения.
По мнению студентов, возможностей самостоятельно формировать свой учебный план у них практически не было. Только 9,1% опрошенных сказали, что они могли самостоятельно формировать программу обучения. Надо заметить, что, по словам администрации вузов, это не так. Вполне возможно, что верить здесь следует администрации, а студенты не влияли на программу своего обучения лишь потому, что у них не было к этому интереса. Так, об отсутствии заинтересованности в обучении исследовательской работе заявили 36% опрошенных студентов, к посещению междисциплинарных факультативов — 33%, к программам по развитию лидерских качеств — 31%.
Нужен сильный импульс
И несмотря на все перечисленное, что-то менять в образовательном процессе никто, похоже, не собирается.
Г-н Фрумин отметил следующие проявления «договора о невовлеченности»: пропуск занятий и студентами, и преподавателями; распространенность взяток на экзаменах; имитация инноваций; зачисление в вузы студентов с низким результатом ЕГЭ (студентов, заведомо не способных учиться); не обновляющийся преподавательский корпус (отсутствие со стороны руководства вузов действий по увеличению конкурса на преподавательские места).
Как изменить ситуацию — пожалуй, самый очевидный, но и самый сложный вопрос, возникший у участников семинара после доклада И.Фрумина.
Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина обратила внимание на то, что в российском высшем образовании сложилась ситуация равновесия «в кейнсианском смысле этого слова». Все «стейкхолдеры» (stakeholders) удовлетворены ситуацией, любая попытка действия грозит потревожить всеобщую удовлетворенность и привести к нестабильности. Для перехода в другую точку равновесия (в «позитивную стабильность») нужен какой-то довольно сильный импульс, так как дестабилизации ситуации в конечном счете избежать все равно не удастся.
Ординарный профессор, директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон признался, что застой в высшем образовании его ничуть не удивляет, так как застой этот наблюдается практически во всех сферах. По его мнению, ситуация могла бы измениться, если бы выпускники технических вузов были не в состоянии устроиться на удовлетворяющую их работу. Однако, по данным И.Фрумина, выпускники не испытывают ни малейших затруднений в поиске работы (всего 6,8% выпускников не смогли устроиться на работу сразу после окончания вуза).
Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
Инженеры будущего: креативные навыки и крепкие базовые знания
Какие инженеры необходимы сейчас нашей стране и как вузам обеспечить подготовку квалифицированных специалистов, обсуждали сегодня представители высшей школы, бизнеса и власти в Санкт-Петербурге на конгрессе «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке». Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, принимая участие в пленарном заседании, рассказал о работе Вышки в сфере инженерного образования.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.